Не секрет, что изобразительная деятельность представляет огромный интерес для детей разного возраста, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. И то, что мир изобразительного искусства тесно связан с миром музыки и литературы, тоже далеко не новость. Стоит только вспомнить о том, что многие художники так же писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признаннымхудожником, музыкантом и композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.
Интегрированные уроки и занятия пробуждают интерес к предмету, снимают напряженность, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Но если связь с литературой в студиях и школах довольно сильно выражена через выполнение иллюстраций, то интеграция с музыкой зачастую либо поверхностна, либо отсутствует. Распространено музыкальное сопровождение занятий: во многих программах по изобразительному искусству, например, в программе Б.М. Неменского в моменты практической и самостоятельной работы детей рекомендуется негромко включать приятную классическую или иную инструментальную музыку (лучше без слов – так как слова воспринимаются как дополнительная информация, и особенно, если они незнакомы, невольно заставляют сосредотачивать на них внимание). Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт ребенка, но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его. Музыка великих русских и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, народные русские мотивы и народные мотивы разных стран мира (Англии, Шотландии, Китая, Японии и др.), как нельзя лучше дополняют урок изобразительного искусства, а так же повышают музыкальную любознательность ребенка. Нередко ребята просят переписать им кассету или диск, или рассказать, где можно их приобрести и слушают музыку дома.
Сопровождение уроков музыкой, использование музыки как фона для создания определенного настроения, безусловно, полезно, но полноценной интеграцией не является. Если говорить о настоящей полноправной взаимной связи мира изобразительного искусства с музыкой, то музыке рекомендуется посвящать отдельные темы, например, «Я рисую музыку» – создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки.
Нарисовать… музыку… Звучит как оксюморон. Как нарисовать то, чего не видно?! И тут как никогда остро встает вопрос о развитии абстрактного мышления.
Стоит ли говорить, о том, что способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку? Любое творчество требует абстрактного мышления – манипуляции с символами. Без абстрактного мышления невозможно представить развитие науки и искусства. Некоторые люди склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет – это является опасным заблуждением. Абстрактное мышление можно и нужно развивать (кстати, как и музыкальный слух), зародыши его имеются у каждого ребенка, но без должного развития они зачахнут так же, как и растения без воды и света. Играм и упражнениям, позволяющим эффективно развивать абстрактное мышление, посвящено множество разнообразных учебных пособий, его развитием занимаются в детских садах, студиях и кружках.
Элементы развития абстрактного мышления, претворения его в практический выразительный результат, встречаются на многих уроках рисования, но приходит время осознанно познакомить детей с максимально реализованными возможностями абстрактного мышления в сфере изобразительного искусства – с направлением которое так и называется «абстракционизм».
Сознательное знакомство с абстракционизмом редко встречается на уроках в студиях, садах или общеобразовательной школе в начальных классах. Абстракционизм, как нечто сложное для восприятия и неоднозначное для осмысления стараются либо вообще не изучать, либо знакомят с ним уже в средней и старшей школе на уроках мировой художественной культуры, считая, что дети, в возрасте до 12 лет, что называется «не доросли» до такой темы.
В итоге, как показывает практика, результат получается обратный ожидаемому. Дети, которые «доросли» без опыта восприятия сначала стилизации, затем абстрактных форм творчества, в лучшем случае относятся к абстракционизму с недоумением, в худшем – воспринимают с издевкой. Начинаются негативно-иронические высказывания: «Я такое каля-маля в 5 лет рисовал», «Наверное, это картины пациентов сумасшедшего дома» и прочее. Такова природа человека – все непознанное, непривычное, зачастую вызывает отторжение, то, непонятное, что кажется опасным – страх и ненависть, а то, что не представляет явной угрозы – насмешку. Такое поведение, к сожалению, встречается и у многих взрослых людей.
Но дети, особенно дошкольники и ученики начальных классов, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора, а тем более насмешки.
То, что какие-то понятия, чувства, взаимоотношения, природные физические явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».
Что же использует художник, чтоб зритель сразу понял – перед ним картина, изображающая понятие, явление, то, что существует, но то, что не имеет зримого образа?
Абстракционизм (от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в начале 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.
Ребята в возрасте от 6 до 8 лет естественно воспринимают стилистику абстракционизма. Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому». И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А некоторые дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее учитель беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.
Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Учитель спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из учеников даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости – пластической!
Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства – для современного культурного человека красота и смысловое наполнение абстракционизма, должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».