Библиотека – это храм знаний и наук. Это место,
где ты можешь подумать и, конечно, узнать много нового.
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться
в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и самих себя,
она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. 
М. Горький

Основные задачи работы библиотеки:
  • обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов;
  • формирование гуманитарного мироощущения учащихся;
  • формирование у школьников навыков независимого библиотечно-информационного пользователя;
  • воспитание интереса к национальной духовной культуре. 
Цели, стоящие перед библиотекой: воспитание духовной, гармоничной личности, трудолюбия, любви к семье, бережного отношения к человеку и природе через книгу и чтение.

Приоритетные направления работы:
  • развитие интереса к литературному наследию;
  • уважение к книге и чтению;
  • приобретение новых знаний при помощи современных технологий.
Работа в библиотеке ведется по следующим направлениям:
  • литературные праздники, викторины
  • творческие встречи с писателями
  • беседы с читателями.

Библиотека - это волшебный, сказочный мир учений и познаний вокруг школьной жизни.

История нашей библиотеки начинается с 1992 года. На сегодняшний день фонд библиотеки составляет более 3000 экземпляров, из них 1100 экземпляров – это фонд художественной литературы. 

Комплектование библиотеки происходит за счёт собственных средств и получаемых в дар от учащихся, педагогов и родителей книг. Библиотека оснащена компьютером, подключённым к сети Интернет, который является хорошим помощником в подборе материалов к урокам для учеников и учителей. 

В список многих катастроф, о которых сейчас говорят, - экономическая, финансовая, экологическая, - все чаще добавляют катастрофу нравственную. Утеря идеалов, незнание основных нравственных категорий, а часто и откровенное пренебрежение ими, ведут молодых людей к обрыву социальных и нравственных связей с обществом. Выход из создавшегося положения - возрождение нравственности, нравственный подъем общества. 

Библиотеке нужен неспешный, внимательный режим общения с читателем. Важен и интересен не только коллективный результат, не только лучшие ученики, а каждый пришедший в библиотеку. Педагогической функцией школьного библиотекаря является мягкое и доброжелательное приобщение к чтению и книжной культуре. У учащихся должно сложиться мнение, что человек читающий – человек успешный; чтение – важнейший элемент непрерывного образования и развития человека. 

Одной из основных задач работы школьной библиотеки является привитие любви к чтению. С этой целью в библиотеке проводится работа по изучению вкусов и пристрастий читателей, выявляются любимые книги учащихся, происходит пополнение библиотечного фонда этой литературой. В целях эстетического воспитания и пропаганды художественной литературы дети знакомятся с произведениями современных писателей, а потом проводятся творческие встречи с этими писателями. 

Систематически проходят мероприятия, посвященные различным памятным датам, оформляются книжные выставки к датам рождения любимых детских писателей. 

Чем раньше мы начнем приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. 

Как они это могут сделать? Приведем ниже несколько советов родителям: 

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию. 

  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок. 

  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. 

  4. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. 

  5. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. 

  6. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов. 

  7. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних. 

  8. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать). 

  9. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение. 

  10. В доме должна быть детская библиотека. 

  11. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.). 

  12. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. 

  13. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему. 

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. 

Словарь юного книголюба 

А 

Авантитул 

Авантитул есть не в каждой книге. Это первая страница, которую иногда, в особо оформленных изданиях, помещают перед титульным листом, расположенным на развороте 2-й и 3-й страниц. На ней нередко печатают издательскую марку.

Б

Библиография

Точный перевод термина - книгоописание. Один из самых известных русских библиографов, Николай Александрович Рубакин, говорил так: "Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство, развитию же его нет предела". И действительно, в двадцатом веке, когда книги, статьи, публикации стали появляться каждый день не десятками, а тысячами, распределить их по отраслям знаний, выбрать лучшие стало жизненно необходимо. 

Библиокласт

Лицо, портящее или уничтожающее книги. 

Библиоман

Страстный собиратель книг, который ценит в них только внешность или редкость, а не содержание. 

В 

Выходные данные 

Это, по сути дела, паспорт, который каждая книга всегда носит с собой, обычно на первой - титульной странице. Место издания – название города. Издательство – наименование издательства или фамилия издателя. Год выхода книги в свет. Пожалуй, даже не паспорт, а свидетельство о рождении. 

Г 

Гравюра 

Так называется печатный оттиск на бумаге с пластины – "доски", - на которой вырезан рисунок. Доска и вправду может быть доской, то есть куском дерева, а может быть из цинка, латуни, меди, железа, стали. И способов создания рисунка на этой "доске" тоже великое множество. С помощью стамесок, ножей, резцов – штихелей вырезают на ней рисунок, а иногда его протравливают на металле кислотой. Но в любом случае на доску потом наносится краска, к доске прижимается плотно лист бумаги и на нем остается оттиск. Вот эта замечательная возможность – сделать с одной доски много оттисков – и привела гравюру в книгу, сделала ее основным звеном оформления, украшения книги. 

Е 

Ежегодник 

Это – периодическое издание, сборник, выпускаемый в свет регулярно – каждый год. "Хочу все знать", "Глобус", "Памятные книжные даты". Обычно содержание ежегодника очень насыщенно и разнообразно. Здесь могут быть и повести, и рассказы, и очерки, и отчеты о реальных событиях и маленькие "репортёрские" заметки. 

И 

Издание 

Книга и брошюра, оттиснутая с одного набора, называется изданием. Если книга имела успех, в том же издательстве или, может быть, в другом ее опять через несколько лет могут пусть в производство: сделать новый набор, снабдить новым предисловием, новыми иллюстрациями и т. д. Это будет второе издание. 

Инкунабула 

По - латыни значит “колыбель”. Инкунабулами называются книги, изданные по 31 декабря 1500 года, то есть в “колыбельный” период истории книгопечатания. В этих изданиях сохранились многие признаки рукописной книги: у них нет титульного листа, на странице не выделены абзацы, а начальные, заглавные буквы часто дорисованы от руки. Инкунабулами называют западноевропейские книги. 

М 

Манускрипт 

Manus – рука, scribo – пишу. С тех пор, как древние римляне соединили эти два слова в одно – manuscriptum, манускриптом называют рукопись любого размера и вида: на папирусе, пергаменте, бумаге, на отдельных листах, в свитках и т. д. 

Монография 

Книга, которую автор посвятил одной определенной теме и стремился раскрыть ее исчерпывающе. В переводе с греческого монография – означает “написанное об одном”.

Н 

Нотабене 

По- латыни здесь два слова: Nota bene, то есть “заметь хорошо”. Не просто подчеркни, но запомни, обрати особое внимание в книге или в рукописи на то место, которое кажется особенно значительным, не просто поставь “галочку” или непонятную закорючку, а напиши две первые буквы латинских слов Nota bene вот так NB.

П 

Псевдоним 

Это вымышленное имя. Иногда за псевдонимами скрывается фамилия, которая самому писателю кажется недостаточно благозвучной, иногда – веселый случай. Есть интересная история о том, как молодой фокусник шел по улице и увидел КИНО, из названия которого выпала одна буква. Молодой фокусник рассмеялся и со следующего дня выступал под фамилией КИО. 

С 

Серия 

Это группа изданий отдельных книг или брошюр, объединенных общей темой, общей задачей. Единство серий подчеркивается общими элементами в оформлении. 

Суперобложка 

Это еще одна обложка, своего рода "обертка", которую надевают поверх переплета или обложки, чтобы она предохраняла их от повреждений, делала книгу еще нарядней и красивей.

Т 

Тираж 

Это число экземпляров, число "штук" выпущенной книги, брошюры, журнала, газеты. 

Титульный лист 

Это первая страница книги, на которой напечатана фамилия автора и заглавие, подзаголовок, место и год издания книги, название издательства, т. е. выходные данные.

Ф 

Фолиант 

Кажется, от самого этого слова веет чем – то необычным и таинственным: старинный фолиант…огромный фолиант. Действительно, книги, которые принято называть фолиантами, выпускали давно – в XVI – XVIII веках, и были они очень большого формата, не меньше 60 – 80 сантиметров в высоту. 

Э 

Экслибрис 

Переводится с латинского весьма просто – "из книг". Экслибрис – книжный знак владельца книги. Это небольшая, в несколько сантиметров, "картинка", которую отпечатывают на кусочке бумаги и приклеивают на внутреннюю сторону переплета или обложки. Как правило, экслибрис заказывают художнику, который изготовляет специальную форму с рисунком, маленькое клише. Но можно попробовать сделать экслибрис самому, вырезать его на линолеуме.