* Галерея учебных и творческих работ учеников школы «Москвич» на Международном ресурсе «Gallery».
Переход на другой сайт. Страница откроется в новом окне.


Автор Л. В. Зымалева, график-иллюстратор,
член Профессионального Союза Художников,
учитель изобразительного искусства и художественного труда

Под названием «Песня о царевне Василисе» Журнал «Практический журнал для Учителя и администрации школы» № 10, 2009 г.

Под ред. С.Ю. Михина под названием «Зовущие на подвиг»//Издательство ИКАР, 2010, 136 с. 

«Образование в современной школе» № 8, 2011 2932

Журнал «Искусство в школе», № 6, 2012. стр.1112.

В доработанном виде под названием «Наливное яблочко в стиле… пуантилизма» опубликована в журнале «Дошкольное образование» №4 (апрель) 2014


Задумывались ли вы, как хороши и красочны русские народные праздники, как они органично вырастают из особенностей нашего географического положения и образа жизни наших предков? Большинство праздников, гуляний приходится именно на более холодную и унылую часть года, на время, когда сельский житель имел больше досуга, ведь не было возможности трудиться на земле. Весна и, особенно, лето сами по себе — праздник, хоть это и время усиленного физического труда. Труд, если он посильный, тоже приносит радость. Образ жизни современного человека значительно отличается от жизни наших предков, но всё же именно осенью и зимой люди особенно нуждаются в ярких впечатлениях, а маленькие дети прежде всего — это факт общеизвестный. Недавно было установлено, что и дошкольники страдают депрессиями, хотя раньше этот диагноз практически не встречался у ребят этого возраста. Порадовать, дать отдохнуть, вовлечь в творческий процесс, а также воспитать средствами искусства благородную, тонко чувствующую личность — это одна из главных целей, которые ставятся перед преподаванием предмета «Изобразительное искусство». И своевременное обращение к русскому фольклору, к народному искусству, к богатству русской культуры как нельзя лучше и быстрее позволит этих целей достичь, превращая порой занятия в настоящий праздник.

На занятиях по изобразительному искусству в детско-юношеской творческой мастерской «Скоморохи» ученики знакомятся с основами разных мировых культур, причем, в игровой, ненавязчивой форме: мы с ребятами слушаем народную и авторскую музыку Индии, Шотландии, Китая, Англии, Франции, Японии и других стран. Разговариваем о разных иностранных сказках и повестях, любимых мультфильмах и фильмах. Учащиеся непосредственно знакомятся с мировым художественным наследием. Однако мы с ребятами никогда не забываем о том, в какой стране мы живём. Кроме частого упоминания разных народных мудростей, ссылок на русские народные и авторские сказки, цитирование стихотворений русских поэтов и прослушивание на уроках музыки русских композиторов, есть отдельные темы, которые ярко и выразительно напоминают ребятам об истории их родины и воспитывают чувство любви к нашей стране.

Одна из первых таких тем — «Злые и добрые герои русских сказок. Декоративная графика». В начале занятия я предлагаю ребятам сделать свой выбор именно в пользу героев русских народных и авторских сказок.Несмотря на распространённое мнение, что современных детей интересует лишь Человек-паук, Бэтман, Черепашки-ниндзя, феи клуба Винкс и другие персонажи из зарубежных мультфильмов, ребята без лишних раздумий тут же выбирают себе героев русских сказок. Самые популярные — Колобок, Чебурашка и русские богатыри: Илья Муромец и Добрыня Никитич. На этом уроке мы с ребятами рассматриваем репродукции иллюстраций и живописных произведений к русским сказкам (Васнецова, Билибина, Мавриной), часто употребляем исконно русские обороты речи и слова. Например, я поправляю ученицу, которая называет Василису Прекрасную «принцессой» и ученика, считающего Илью Муромца «рыцарем». Вместе с учениками обсуждаем, как их правильно назвать по-русски, и тут же звучат ответы: «Царевна», «Богатырь».

Другая тема — панно «Солярные узоры. Декоративно-прикладное искусство» — раскрывает ребятам прелести разных орнаментов народов России. Ребята сравнивают русские традиционные орнаменты с украинскими, азербайджанскими, орнаментами народов Дальнего Севера. Узнают, что за стилизованными образами русских орнаментов стояли вещи, которые наши предки считали сакральными. Из «современных» материалов: зёрен кофе, палочек корицы, фигурных макарон ребята создают свои «солярные символы».

Потом наступает время народных промыслов: знакомство с Жостово, Хохломой, Гжелью раскрывает ребятам волшебство стилизованных растительных форм родной природы.

Темы: «Пейзаж Москвы на закате» (Реалистическая живопись), «Дома моей столицы» (Графика), «Дождь за окном» (Рисунок), «Зимняя сказка в лесу» (Декоративная живопись) и другие раскрывают перед ребятами красоту родного города и природы. Помогает в этом внимательный просмотр репродукций замечательных русских пейзажистов (Шишкин, Васильев, Грабарь, Нисский, Пименов и многие другие). Когда мы изучаем тему «Разные породы деревьев» — выясняем на общем обсуждении, какое же дерево — своеобразный символ России, особенно часто встречающийся в её центральной части, воспетый в стихах, давший название известной песне. Иногда лес рук просто не даёт договорить до конца — почти каждый знает правильный ответ — звучит: «берёза», «берёзка», ласковое «берёзонька». Ребята с удовольствием слушают отрывки стихов русских поэтов, где встречается упоминание берёзы (Есенин, Тютчев, Фет).

Учебный год движется своим чередом, маленькие праздники на занятиях изобразительного искусства помогают ребятам сохранять душевную гармонию. И тут наступает главный праздник, который очень любят и взрослые, и дети — Новый год. Кроме открыток в смешанной технике, которые можно украсить вырезанными из бумаги традиционными «снежинками»-«вырезанками» — исконно народной формой аппликации, мы делаем сложное подарочное изделие: фигурку Деда Мороза, Снегурочки, Нового года, продолжая традицию наших предков — изготовления рукотворных украшений.

После новогодних праздников я знакомлю ребят с представлениями наших предков, древних славян, об устройстве мира. И юные художники создают свои «Мировые древа».

Делая композиции: «Отвага», «Мужество» к празднику 23 февраля, я разговариваю с ребятами о русских воинах-защитниках (со времён Древней Руси до Великой отечественной войны), мы говорим об образе русского богатыря, добродушного и неагрессивного человека, который, тем не менее, не даёт спуску врагам и стоит за то, что ему дорого до последнего.

Весной родная природа награждает нас щедрым солнцем и нежной зеленью, и мы с ребятами, не забывая о народных традициях, потихоньку переходим к изучению наследия русской реалистической школы: рисуем пейзажи, учимся изображать человека.

Начиная учить человека любить искусство, воспитывая в нём умение воспринимать культурное достояние других стран, необходимо начинать с начала — с любви к Родине, с понимания особенностей своей национальной культуры. Ребёнок, который искренне любит Илью Муромца, Чебурашку и Колобка, никогда не променяет их на Бивиса и Батхеда, но узнает и полюбит в дальнейшем Робина Гуда, короля Артура, Маугли и других замечательных иностранных героев. В итоге он осознает: да, все люди разные, они живут в разных странах, говорят на разных языках, у них свои обычаи, но все они одинаково стремятся к добру и счастью.

Воспитываясь в тесном контакте со своей национальной культурой, ребёнок постепенно научится уважать общечеловеческие ценности, вычленять главное, одновременно уважая особенности и право людей быть не похожими друга на друга. И как наглядное подтверждение взаимопроникновения культур ребята создают в технике пуантилизма, чьим родоначальником является французский художник Жорж Сера, «Наливное яблочко» из русских народных сказок.