Взаимосвязь развития речи ребенка и его социального окружения

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит «нормальную» речь, тогда это влияние можно считать благотворным. Но если же это не так, то неблагоприятная речевая среда может вызвать задержку речевого развития.

Зачастую многие родители игнорируют особенности детской речи. Или, что ещё хуже, не только  умиляются, но и начинают подражать речи ребенка, что формирует нездоровую речевую среду в семье. Не нужно надеяться на то, что когда ребенок вырастет, речь сама придёт в норму. Это не так. Чем дольше в семье потакают неправильной речи ребенка, тем прочнее закрепляется неправильное произношение и тем больше возникает проблем при обучении такого ребенка в школе.

У большинства детей в норме к 5 - 6 годам внятность речи достигает нормы и большинство звуков «встает» самостоятельно, включая и пресловутый звук [р]. Но в силу неблагоприятной речевой среды в семье, социальных или же педагогических особенностей, а также если в семье общение происходит на двух и более языках, речевое развитие ребёнка может задерживаться до 7-9 лет.

Не стоит также забывать о возрастных особенностях развития речи. Если у вашего ребёнка отсутствует или искажён звук [р] без видимых анатомических аномалий (например короткая подъязычная уздечка), то это возрастная особенность. Но если ваш ребёнок уже пошел в школу, а картавость сохраняется, то это уже стойкий дефект и вашему ребенку нужна помощь специалиста. Если же уздечка все-таки короткая, такое отклонение считается патологическим и требует врачебного вмешательства.

Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, патологическое расположения аденоидов, искривление носовых ходов и многое другое, что  может стать причиной нарушения речевого развития.

Иногда лишь в процессе логопедической помощи возможно определить причину речевого нарушения. Зачастую у ребенка нет никаких анатомических особенностей органов артикуляционного аппарата или же проблем со здоровьем иного рода, что могли бы отрицательно сказаться на речи ребёнка. Но, тем не менее, малыш плохо говорит. В этом случае стоит обратить своё внимание на то, как происходит общение в семье. Возможно кто-то в доме «сюсюкает» с ребенком или сам имеет недочёты в собственной речи (картавость и т. п.).

В отсутствии благоприятной языковой среды невозможно развитие речи. Дети,  выросшие вдали от человеческого общества (дети Маугли), будучи абсолютно здоровыми, практически не в состоянии овладеть речью, так как их развитие проходило вне речевой среды.

Многие родители опасаются отдавать «хорошо говорящего» ребенка в детский сад, так как справедливо полагают, что речевое развитие малыша может значительно замедлиться. Речь ребёнка развивается только через подражание, особенно сильное влияние на ребенка оказывает речь других детей. Трудность такого рода можно преодолеть правильной организацией языковой культуры в группе детского сада или же в начальном классе школы, где ведущую роль, безусловно, играет воспитатель или же учитель начальных классов. А также создание благоприятной речевой среды в семье.

Как же избежать отклонений в речевом развитии малыша?

  1. Необходимо добиваться правильного произношения слов.

  2. Расширять словарный запас.

  3. Развивать мелкую моторику рук ребёнка.

  4. Не коверкать слова при общении с ребёнком.

  5. Поправлять неправильное произношение ребенка.

  6. Обеспечить хорошую речевую среду ребёнку.

  7. Придерживаться в общении с ребёнком одного языка.

  8. Читайте больше книг своему малышу.

  9. Объясняйте значение каждого слова.

  10. Добивайтесь правильного произношения. 

И не забывайте: если вашему ребёнку уже исполнилось 5 лет, а он всё ещё плохо говорит, то вам прямая дорога к специалисту. Чем раньше вы обратитесь за квалифицированной помощью, тем быстрее вы справитесь с речевыми «затруднениями», и тем меньше у вас будет проблем в школе.

Говорите правильно!

       

Советы родителям будущих первоклассников

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Скоро в школу! Седьмой год жизни – ответственный и трудный. Вы, конечно, беспокоитесь: справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас. Семья – это тыл за спиной ребёнка, его опора и поддержка. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счёту. Это и развитие речи, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

При обучении чтению и письму в школе, ребёнок может столкнуться с трудностями, которые имеют различные причины. На начальном этапе это нарушения звукопроизношения, недостаток словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, низкий уровень развития фонематического и зрительного восприятия и другие.

На седьмом году жизни ваш ребёнок обязательно должен правильно произносить все звуки родного языка, фразы – чётко и внятно, различной громкости и интонации. Употреблять слова всех частей речи. Уметь произносить слова сложной слоговой структуры (регулировщик, водопроводчик, парикмахерская, милиционер и др.). Это важно не только для успешного овладения ребёнком письменной речью, но и для его психологического комфорта в новом коллективе.

Часто некоторые дети заменяют звуки, потому что ошибаются при их различении на слух. Чтобы достичь правильного произношения, необходимо развивать у ребёнка умение дифференцировать (различать) звуки (это будет особенно важно при овладении ребёнком письменной речью). Если у ребёнка недостаточно развито фонематическое восприятие и фонематический слух, то это может привести к возникновению специфических ошибок на письме и при чтении (пропуски и перестановки букв и слогов в словах, раздельное написание частей слова, слитное написание слов, пропуски слов в предложении и др.).

Учитель в школе прилагает немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво и грамотно. Однако для многих первоклассников нечёткий почерк становится серьёзной проблемой. Рука, как будто не подчиняется ребёнку, отказывается выполнять поставленные задачи. Для того чтобы обучение письму проходило успешно, необходимо развивать мелкую моторику рук. Это система разнообразных движений, в которых участвуют мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Прежде всего, надо запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование, аппликационные работы, собирание пазлов, мозаики и др. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи, а значит, будут полезны для подготовки ребёнка к обучению грамоте, в частности, письму.

Помимо хорошо развитых фонематического слуха и мелкой моторики рук, для успешного обучения в школе у ребёнка должно быть сформировано зрительно-пространственное восприятие (умение ориентироваться на листе бумаги, знание и ориентировка в частях тела, в пространстве; умение различать заштрихованные предметы-изображения и др.). Если эта функция у ребёнка недостаточно сформирована, то также могут возникнуть специфические ошибки на письме и при чтении – смешение или замена букв, сходных по написанию, пропуски элементов букв, лишние или неправильно расположенные элементы букв, зеркальное написание и др.

Узнать, насколько хорошо развиты перечисленные функции у вашего ребёнка, а также получить коррекционно-развивающую помощь, вы можете, обратившись к логопеду в детском саду или в поликлинике.

В том случае, если по каким-либо причинам у вашего ребёнка к началу школьного обучения сохранятся или обнаружатся трудности с речью, вам будет предложена логопедическая помощь в школе.

Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Основные направления работы:

•Коррекция звукопроизношения

•Развитие фонематического слуха

•Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова

•Обогащение лексического запаса

•Овладение грамматическими категориями

•Развитие связной речи

•Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук

Успехов на пути к школьной жизни!