«Россия - родина моя. Путешествуя, узнаём тебя, страна.»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ КУЛЬТУРЫ, МИРА И НЕНАСИЛИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ПЛАНЕТЫ

А теперь идите, куда глаза глядят.
Бродите....
Только так можно узнать страну 

Андре Моруа.

Негосударственное образовательное учреждение "лицей Москвич" объединяет в своих рядах детей разных национальностей, имеющих разные исторические и культурные традиции. Для создания обстановки комфортности, взаимопонимания в НОУ "лицей Москвич" такое большое внимание уделяется воспитанию учащихся в духе толерантности и уважения к национальным ценностям разных народов. Формируя в детях стремление к диалогу и умение его вести, педагогический коллектив Негосударственного образовательного учреждения "лицей Москвич" совместно с учащимися лицея активно работает над реализацией комплексной программы "Москва на пути к культуре мира". Именно в рамках культуры мира можно говорить о наиболее благоприятных условиях для сохранения и взаимообогащения различных культур.

Одним из проектов на пути реализации столичной программы "Москва на пути к культуре мира" стал разработанный в Негосударственном образовательном учреждении "лицей Москвич" проект "Россия - Родина моя. Путешествуя, узнаем тебя, страна".

Целью данного проекта является воспитание у учащихся толерантного сознания, формирование умения вести диалог с представителями разных национальностей и вероисповеданий.

Воплощая проект в жизнь, учащиеся Негосударственного образовательного учреждения "лицей Москвич" совместно с педагогическим коллективом работают по нескольким направлениям:

Путешествуя по древнерусским городам.

Народные ремесла - сохранение своей культуры.

Путешествуя, узнаем, сравниваем. Познаем мир.

Приоритет, отданный знакомству учащихся лицея с городами, сыгравшими большую роль в истории России, не случаен. Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, Углич, Новгород... Каждый из этих городов может много рассказать внимательному и неравнодушному человеку, в каждом из них, словно собранные в фокусе, с необычайной яркостью и силой предстает былое Руси, труд и талант наших предков.

Так, экскурсия в древний русский город Владимир ставила целью познакомить учащихся с историей великокняжеского города, с его значением в судьбе Северо-Восточной Руси, с архитектурными особенностями древнерусского зодчества XII в. Этот город является одним из немногих городов, которые сохранили до наших дней в первозданном виде фрески знаменитого Андрея Рублева. Также эта экскурсия дала детям возможность увидеть удивительную особенность архитектуры Владимиро-Суздальской Руси XII в. - необыкновенное кружево богатейшей белокаменной резьбы Дмитриевского собора.

Посещая Боголюбово, резиденцию великого князя Андрея Боголюбского, учащиеся знакомились с необычным местом, в котором сходились все нити политической жизни Северо-Восточной Руси, несмотря на короткое время, отведенное этой местности в качестве стольного града.

Поездка к самому знаменитому на Владимирской земле памятнику - церкви Покрова на Нерли позволила ребятам почувствовать удивительное умение древнерусских зодчих необыкновенно гармонично вписывать в природу памятники архитектуры.

Планируя экскурсию в Суздаль, учителя лицея хотели показать учащимся бережное, любовное отношение русских людей к наследию прошлого. Превращенный в лицей город не случайно удостоен "Золотого яблока", престижной награды от ФИЖЕТ - международной федерации журналистов, пишущих о туризме. Главным уроком этой экскурсии должен был стать (и стал) урок любви к своему городу, к своему прошлому, к прошлому своей страны.

После знакомства с сокровищами Владимиро-Суздальского музея -заповедника появился интерес к городам этого же периода времени, но относящимся к другим землям Древней Руси. Так возникла идея посетить Ярославскую землю, чтобы проследить особенности развития русской архитектуры в XVII веке. К этому времени на развитие архитектуры Ярославля большое влияние оказывали зодчие Москвы. Сравнительный анализ памятников архитектуры XVII века Москвы и Ярославля дали учащимся возможность выделить основные черты этого периода времени, характерные для архитектуры всего Московского государства.

Эта же поездка познакомила столичных детей с классическим городом русской провинции - Мышкиным. Несмотря на глубокую провинциальность этого города, он поражает бережным отношением к истории края, к предметам быта.

Поездка в Углич позволила учащимся увидеть воочию город, знакомый им по урокам литературы и истории. Город, ставший известным благодаря загадочной трагической гибели царевича Дмитрия и положивший начало той исторической драме, которая вошла в историю Московского государства начала XVII века под названием смуты.

Но древность - это не удел прошлого, это не только история. Это наши корни, наши истоки, наши традиции. Не поняв прошлого России, трудно понять настоящее. И учащиеся "лицея Москвич", знакомясь с удивительными уголками русской земли, учатся уважать историю России, понимать и ценить могучее дарование народных мастеров, создавших неповторимые крепости и дворцы, храмы и монастыри.

Узнавая об архитектуре и планировке русских городов, учащиеся видят, как любили свою землю древнерусские зодчие, бережно и вдумчиво из поколения в поколение развивая величественные панорамы городов, как бережно, с любовью сохраняют наши современники культурное наследие прошлого, и учатся этой любви.

Важность этого проекта заключается и в том, что знания, получаемые учащимися НОУ "лицей Москвич" на уроках истории, литературы, МХК оживают при соприкосновении с живой историей.

Работая после возвращения из путешествий над оформлением глав сборников, учащиеся в ходе совместной творческой деятельности учатся лучше понимать не только историю России, но и друг друга. Таким образом, реализация данного проекта помогает ребятам осмыслить свои корни, научиться уважать и ценить культурное наследие русского народа. Эта работа способствует созданию более комфортной обстановки в лицее, лучшему взаимопониманию не только между учащимися, но и между учащимися и учителями, а также развитию творческого потенциала учащихся и расширению из кругозора. В ходе этой работы решаются и межпредметные связи, без которых понять историю, литературу и культуру русского народа невозможно.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ. ПУТЕШЕСТВУЯ, УЗНАЕМ ТЕБЯ, СТРАНА"

Работа по данному проекту не ограничена какими-либо временными рамками. Во-первых, за одну экскурсию невозможно полностью узнать о том или ином городе, его жителях, памятниках архитектуры, живописи, о декоративно-прикладном искусстве. Во-вторых, подрастают новые поколения учащихся, которые вносят свой вклад, свое видение в развитие проекта. В-третьих, появляются новые формы работы, связанные с техническим совершенствованием оформления.

В рамках работы над проектом учащиеся НОУ "лицей Москвич" уже посетили Владимир, Суздаль, Ярославль, Мышкин, Углич и оформило по результатам поездок первый сборник. 

Но эти поездки не только расширяют кругозор учащихся и знакомят их с культурным наследием прошлого. Соединение теоретических знаний, получаемых на уроке, и впечатлений от поездок дает возможность учащимся лучше понимать материал по истории, литературе, МХК и занимать призовые места в окружных турах олимпиад, на научных конференциях, викторинах по данным предметам.

В течение трех последних лет учащиеся НОУ "лицей Москвич", принимая участие в научно-практических конференциях среди учеников старших классов школ Юго-Западного г.Москвы "Вглядываясь в глубь веков", достигли следующих результатов:

1999-2000 учебный год - два 2-х места;

2000-2001 учебный год - одно 1-е и два 2-х места;

2001-2002 учебный год - два 1-х места и одно 2-е место.

Знания, приобретенные во время экскурсий, помогают лицеистам лучше понимать историю Москвы, лучше работать на уроках Москвоведения.

Закономерным результатом этого стало второе место в "Викторине по Москвоведению", проводившейся Юго-Западным Управлением Образования МКО в марте 2002 года.

Увлеченность детей, занятых в этом проекте, дала возможность педагогическому коллективу с успехом участвовать в такой новой форме работы с учащимися, как Музейная педагогика.

Учитывая заинтересованность детей в данной форме работы, мы предлагаем уделить ей достойное внимание в школах Москвы.

Встреча в разных городах с экскурсоводами - энтузиастами своего дела способствуют неформальному интересу учащихся к своему городу и, как следствие этого, активной работе по подготовке и проведению экскурсий по Заповедным местам Москвы.

Лев О.Л. - учитель МХК
Новикова А.Р. - учитель литературы