* Галерея учебных и творческих работ учеников школы «Москвич» на Международном ресурсе «Gallery».
Переход на другой сайт. Страница откроется в новом окне.


Автор Л. В. Зымалева, график-иллюстратор,
член Профессионального Союза Художников,
учитель изобразительного искусства и художественного труда

Статья опубликована в журнале «Дошкольное образование» № 1 (январь) 2014 г., стр. 46-47. В статье использованы фото коллективных работ учащихся школы "Москвич", выполненных ко Дню Учителя в 2013 году. 


О коллективном творчестве написано много, и найти соответствующую литературу на любой вкус от брошюр до серьёзных исследований не представляет труда. И тем не менее, мне бы хотелось ещё раз, хотя и вкратце, поговорить на эту, неоднозначную, как показывает практика, тему.

Почему эта тема неоднозначна? За XX век слово «коллективный» приобрело в обществе некоторую негативную окраску. Мы часто воспринимаем прилагательное «индивидуальный» как синоним чего-то хорошего, качественного, стоящего (индивидуальные условия, индивидуальный график, индивидуальный подход), а прилагательное «коллективный» — наоборот. Предпосылки понятны, о них можно написать не одно внушительное исследование, но если говорить кратко, то, что такое «коллективное» детское творчество, что именно мы увидим, если отбросим спорное прилагательное и вникнем в суть?

Это — радость работы с друзьями, ощущение, что твоя работа важная, а не второстепенная часть одного большого и замечательного целого. Это умение общаться со  сверстниками и учителем, чувствовать себя с ними в одной команде. И, что самое интересное, как бы мы ни называли этот вид творчества, он, оставаясь творчеством сообщности людей, не отрицает, но, наоборот, предполагает индивидуальный подход к обучению.

Простой пример: воспитанникам/ученикам нужно сделать подарок детскому саду/школе, оформить к празднику группу/класс. Вместо того чтобы по традиции привлекать родителей и ломать голову, что бы такое сделать «и быстро, и недорого, и красиво», достаточно просто создать «коллективное»/«командное» панно. Большой букет цветов, собранный из индивидуальных цветочков, никого не оставит равнодушным. А кто спокойно пройдёт мимо облака новогодних снежинок или композиции из разноцветных деталей — красочных отпечатков детских ручек?

Для того чтобы заняться сотворчеством — творчеством в компании, нужно немногое: два занятия — одно для индивидуальной работы и второе для сбора частей в целое, или одно полуторачасовое с перерывом посередине. 

Немного участия самого педагога непосредственно в творческом процессе — иногда нужно что-то вырезать, помочь с созданием композиции, сделать пару сложных деталей (надпись, вазу для букета), не забыв пояснить, что это — не ваша помощь ребятам «от учителя», а такой же, как и у остальных участников, вклад в общее дело.

И, конечно же, умение ладить друг с другом, которое иногда приходит непосредственно в процессе работы. Понимая, что они работают не каждый на себя, но все вместе на результат, ребята, даже склонные к скупости и замкнутости, делятся материалами, учатся договариваться, приобретают ценные и важные навыки общения.

Для справки.

Турро М. Н, Комарова Т. С. и Савенков А. И. выделяют три ведущие формы по организации коллективной работы:

1. Фронтальная (или совместно-индивидуальная) форма — участники заняты индивидуальными заданиями, в итоге их работы объединяют в одну.

2. Коллективно-производственная или совместно-последовательная форма — работа участников тесно связана и зависит от последовательности выполняемых действий (принцип «конвеера»).

3. Комплексная или совместно-взаимодействующая форма — все участники заняты работой одновременно и согласованно, общий результат появляется постепенно в процессе работы.

По степени простоты организации и распространения в художественной деятельности можно отметить как самую простую и распространенную фронтальную форму, затем коллективно-производственную, и, как самую сложную и малораспространенную, — комплексную форму.

В реальности в начальной школе на уроках изобразительного искусства достаточно сложно встретить даже самую простую, «фронтальную» форму коллективного творчества. И это несмотря на то, что этой форме уделено много внимания в заслуженно признанной и широко распространенной программе Б. М. Йеменского. Возможно, подсознательно негативное отношение к «коллективному» заставляет учителей на каком-то интуитивном уровне игнорировать общие задания. В детских садах, как и в домашнем творчестве, ситуация обстоит несколько лучше, но не всегда и не везде. 

А ведь так просто предложить ребятам хотя бы один урок в месяц поработать вместе — почти так же просто, как дома взять своего малыша и его друзей и на детском празднике смастерить что-то новое, красивое, общее! Удивительное дело — то, что в одиночку на отдельно взятом листке не производило особенно впечатления (например, не очень-то умело нарисованный цветочек, одинокая снежинка), будучи собранным воедино (в букет, облачко), приобретает совсем иной вид!

В заключение хочется сказать, что когда мы невольно вздрагиваем при слове «коллективный», неплохо вспомнить и о таком понятии, как «болезненный индивидуализм», и подумать, а не будет ли через какое-то время это понятие вызывать тоже подсознательное отторжение? Ведь, как известно, все хорошее, верное, стоящее нужно искать где-то посередине, в разумном «индивидуальном сочетании для каждого конкретного коллектива».

Постскриптум. В моей художественной студии в конце года на выпускной даже самые маленькие ученики трёх-четырёх и пяти-шести лет дарят любимой студии «общий букет»!