* Галерея учебных и творческих работ учеников школы «Москвич» на Международном ресурсе «Gallery».
Переход на другой сайт. Страница откроется в новом окне.
Автор Л. В. Зымалева, график-иллюстратор,
член Профессионального Союза Художников,
учитель изобразительного искусства и художественного труда
Статья опубликована в журнале «Дошкольное образование» № 1 (январь) 2014 г., стр. 46-47. В статье использованы фото коллективных работ учащихся школы "Москвич", выполненных ко Дню Учителя в 2013 году.
О коллективном творчестве написано много, и найти соответствующую литературу на любой вкус от брошюр до серьёзных исследований не представляет труда. И тем не менее, мне бы хотелось ещё раз, хотя и вкратце, поговорить на эту, неоднозначную, как показывает практика, тему.
Почему эта тема неоднозначна? За XX век слово «коллективный» приобрело в обществе некоторую негативную окраску. Мы часто воспринимаем прилагательное «индивидуальный» как синоним чего-то хорошего, качественного, стоящего (индивидуальные условия, индивидуальный график, индивидуальный подход), а прилагательное «коллективный» — наоборот. Предпосылки понятны, о них можно написать не одно внушительное исследование, но если говорить кратко, то, что такое «коллективное» детское творчество, что именно мы увидим, если отбросим спорное прилагательное и вникнем в суть?
Это — радость работы с друзьями, ощущение, что твоя работа важная, а не второстепенная часть одного большого и замечательного целого. Это умение общаться со сверстниками и учителем, чувствовать себя с ними в одной команде. И, что самое интересное, как бы мы ни называли этот вид творчества, он, оставаясь творчеством сообщности людей, не отрицает, но, наоборот, предполагает индивидуальный подход к обучению.
Простой пример: воспитанникам/ученикам нужно сделать подарок детскому саду/школе, оформить к празднику группу/класс. Вместо того чтобы по традиции привлекать родителей и ломать голову, что бы такое сделать «и быстро, и недорого, и красиво», достаточно просто создать «коллективное»/«командное» панно. Большой букет цветов, собранный из индивидуальных цветочков, никого не оставит равнодушным. А кто спокойно пройдёт мимо облака новогодних снежинок или композиции из разноцветных деталей — красочных отпечатков детских ручек?
Для того чтобы заняться сотворчеством — творчеством в компании, нужно немногое: два занятия — одно для индивидуальной работы и второе для сбора частей в целое, или одно полуторачасовое с перерывом посередине.
Немного участия самого педагога непосредственно в творческом процессе — иногда нужно что-то вырезать, помочь с созданием композиции, сделать пару сложных деталей (надпись, вазу для букета), не забыв пояснить, что это — не ваша помощь ребятам «от учителя», а такой же, как и у остальных участников, вклад в общее дело.
И, конечно же, умение ладить друг с другом, которое иногда приходит непосредственно в процессе работы. Понимая, что они работают не каждый на себя, но все вместе на результат, ребята, даже склонные к скупости и замкнутости, делятся материалами, учатся договариваться, приобретают ценные и важные навыки общения.