Адаптация к школе
Лето близится к завершению, но в жаркие летние дни совсем не хочется думать об осени. В августе стоит прекрасная погода, и вся детвора проводит время на улице/на речке/на даче. Но через две недели надо будет идти в школу. Насколько ребята будут готовы к новому учебному году, зависит, в первую очередь, от родителей. В каникулы режим, несомненно, меняется: мальчики и девочки спят намного дольше обычного, встают в 9-10 утра, неспешно завтракают и бегут гулять. Если без подготовки, без щадящего переходного периода поднять ребенка в первый учебный день в семь утра, это ни к чему хорошему не приведет.
Начало учебного года для ребенка – это стресс. Но есть разные виды стресса. При положительном виде стресса организм мобилизуется для достижения какого-либо результата. Этот вид стресса помогает хорошо ответить у доски, написать на «отлично» контрольную, пробежать на физкультуре стометровку лучше всех. Но если на организм постоянно будет оказыватьс давление, ребенок будет находиться в состоянии мобилизации все время – ресурсы организма истощатся, и на смену положительным результатам придут отрицательные моменты хронического стресса. Жалость на усталость, на плохую память, рассеянность – признаки хронического стресса. Соответственно, в наших силах помочь нашим детям. Надо постараться подготовить их к школе так, чтобы переход от беззаботных летних каникул к началу учебного года был безболезненным.
Нелегко придется в первое время, когда вместо привычных 22-23 часов вечера вы попросите ребенка лечь пораньше. По телевизору идут интересные передачи, он еще не наигрался в любимую игру, да и зачем ложиться так рано, если завтра можно спать, сколько хочешь? Объясните ребенку, что пора привыкать к режиму школьного года, что ему будет легче привыкнуть вставать рано утром. Не настаивайте, чтобы ребенок сразу изменил своим летним привычкам и начал ложиться рано по первому вашему требованию. Постепенно изменяйте время отхода ко сну. Постарайтесь отвлечь его от телевизора, почитайте с ребенком на ночь какую-нибудь интересную книгу, обсудите прошедший день.
Начните разговаривать с ним о школе, о том, что ему там нравилось, кого бы из одноклассников он хотел увидеть, что бы он рассказал о своем летнем отдыхе. Проверьте, что ему задали на лето. Если ребенок все лето отдыхал и не вспоминал об уроках, сейчас самое время напомнить ему об этом. Распределите нагрузку равномерно на две недели, чтобы ребенок мог совместить отдых с учебой. Начните подготовку к школе с любимых предметов. Например, если ваш ребенок любит математику, посмотрите, что задано на лето по математике, вспомните знания, которые они уже проходили, затем постепенно вводите чтение и другие предметы. Выделите 1 - 2 часа для выполнения заданий, помогите сосредоточиться на уроках. Желательно начать выполнение летних заданий, когда у вас есть свободное время, которое вы можете уделить своему ребенку. Настройте его на рабочий лад. Позвольте самому распределить, что он сделает и за какое время. Если ваш ребенок учится уже в старших классах, просто обсудите с ним, сколько ему еще надо выполнить летних заданий. Спросите, нужна ли ваша помощь. Может, не хватает книги или учебника? Или у него есть идеи, как написать сочинение о летних каникулах, и он хотел бы поделиться ими с вами. В любом случае, ваше внимание будет очень полезно. С другой стороны, выполнение летних заданий поможет ребенку настроиться на учебу, подготовит к новому учебному году.
Примерьте школьную форму. Большинство детей вырастает за лето, посмотрите, какие вещи подходят, а какие надо покупать. Примерка школьной одежды напомнит ребенку о школе, об одноклассниках. Многие дети уже соскучились по своим товарищам и будут рады прийти в школу, пообщаться со своими сверстниками, рассказать, как провели лето. Обсудите с ребенком, какие канцелярские принадлежности ему нужны для школы, какие новые предметы будут у него в новом учебном году и что для этого ему может понадобиться. Покупка вещей для школы, разговоры о школе, чтение заданных книг – все эти мероприятия настроят ребенка на рабочий лад, подготовят его к тому, что скоро снова в школу, и помогут быстрее адаптироваться к учебному процессу.
Осталось всего лишь одно лето!...
Ну вот, наконец!...Дошкольник стал…ПЕРВОКЛАССНИКОМ! И…началась его дорога от простого к сложному.
Раньше малыш жил только в игре, и главным словом было - «хочу!!!».Теперь он начал познавать слово «надо!». И привыкать. Учеба – это его работа.
Для ребенка наступил интересный, но непростой период: I класс школы, особенно его первое полугодие. Новое здание, новый коллектив, новые дела, а мамы, такой любимой, ласковой и понимающей, рядом нет.
Как же сделать, чтобы период адаптации ребенка к школе прошел легче?
Самое главное – приучить будущего первоклассника к режиму дня. Рано вставать, умываться, завтракать вовремя, гулять, играть и отдыхать в определенное время, ложиться спать не позднее 9 – 10 часов вечера.
Важной является забота о правильном питании.
Родителям следует всегда помнить, что ребенок должен расти, развиваться умственно и физически, сохраняя при этом здоровье.
В детском питании запрещено пережаривание овощей для первых блюд, жарение вторых блюд. Детские учреждения получают вторые блюда исключительно в запеченном, отварном, паровом или тушеном виде.
Никаких кетчупов, майонезов, корейской моркови и копченых колбас.
Рыбу положено есть два раза в неделю.
Интервал от пробуждения до завтрака не превышает 40 минут.
Завтрак должен составлять 25 – 30 % суточного рациона, обед – 35 – 40%, полдник – 15%, ужин – 20%.
Ужин - не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна.
За лето необходимо наладить в семье питание, сориентированное на ребенка – с кашами, творожными запеканками, салатами и без бутербродов на завтрак. Задача непростая, но выполнимая.
Принуждать ребенка есть не надо. Следует объяснить , почему необходим тот или иной продукт для его здоровья, рассказать о пользе витаминов. Очень важно, чтобы у ребенка не было перекусов в перерывах между едой. Тогда у него появиться аппетит к положенному по режиму питания времени.
Ещё один важный аспект: многие дети, к сожалению, уже имеют нарушения осанки. Поэтому в летний период необходимо проследить, чтобы ваш будущий первоклассник правильно сидел за столом, неважно, рабочее это место или обеденный стол. Ведь с осанкой в будущем будет связано и его зрение.
Правильная поза за столом.
Спина отклонена на несколько градусов назад, бедра располагаются под прямым углом к туловищу, голени под прямым углом к бедрам, ноги опираются на пол или специальную подставку. Тетрадь - на расстоянии 40 см от глаз. Расстояние между ребенком и столом – ладонь. Локти располагаются симметрично и опираются на стол. Разрешается опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.
А если ребенок гиперактивный?
К школе готовят и гиперактивных детей. Пик проявления гиперактивности -6-7 лет. Такому ребенку сложнее адаптироваться к школьной жизни, да и коллектив не всегда его понимает…Ведь он способен вывести из терпения самых спокойных и мудрых взрослых, а что уж говорить о детях. В результате ребенок ожесточается и протестует решительно. Он повышенно возбудим.
В синдроме гипердинамичности ведущие трудности – отвлекаемость и расторможенность. Такой ребенок нуждается в больших усилиях родителей по его адаптации. Главная задача – синдром не должен перерасти в болезнь.
Когда гиперактивных ребенок играет со сверстниками, он невольно их «заводит» на беготню. Решение простое: в любой игре взрослый ставит перед детьми цель и помогает планомерно ее достигнуть. Постепенно такая целенаправленная активность станет привычкой.
Воспитать усидчивость, без которой не обойтись в учебе, также несложно. Посадите набегавшегося ребенка за стол рядом с собой и вместе с ним лепите, рисуйте. Пусть он убедится, что эти занятия интересны не меньше беготни. Вначале будет трудно. Но родители непреклонны: «Посиди еще, доделай намеченное до конца». В результате усидчивость станет привычкой.
Расторможенность у гипердинамичного ребенка проявляется и в эмоциях. Его, как и любого ребенка, следует учить сдержанности, просто более настойчиво. Пусть эмоции проявляются бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
Безусловно, подготовить ребенка к I классу – непростая работа для родителей, особенно когда осталось так мало времени – всего лишь одно лето. Но результат будет. Труд родителей облегчит вхождение ребенка в школьную жизнь и, самое главное, сохранит его здоровье. А сохраненное здоровье позволит ученику в сложной школьной жизни быть успешным.
О преемственности в обучении.
Ох уж этот непростой пятый!....
Как не крути, но избежать кризисный этап в жизни недавнего школьника младших классов, а теперь гордо называющего себя школьником средней школы, задача, к сожалению, нерешаемая!
Этот этап, несомненно, сопряжен с большой психологической нагрузкой. Нередко случается так, что ученик, отлично (или хорошо) закончивший начальную школу, перейдя в пятый класс, теряет интерес к учебе, у него падает успеваемость. Вместо одного, привычного учителя, ребенку приходится взаимодействовать со многими учителями-предметниками. Появляются новые требования, возрастает ответственность и требования. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам, и проявляют к ним соответствующие требования.
Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
К сожалению, искоренить этот недостаток невозможно, ведь учитель во все времена остается личностью.
Внимание!
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени. Ведь еще 10 лет назад дозированность и ритм информации были намного медленнее. Ускорение информационного потока, с одной стороны, расширяет кругозор ребенка, а с другой - порождает опасность поверхностного, созерцательного отношения к информации. Именно поэтому зачастую возникает чувство знакомости, хотя само знание чисто визуально, на уровне обрывочных впечатлений.
Итак, что же делать родителям?
На данном этапе родители должны познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе.
К сожалению, часто случается, что старательный ребенок, всегда привыкший учить и выполнять все, что задано, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и логически обобщать материал. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается.
У младшего подростка, в связи с началом этапа полового созревания происходит ряд изменений в познавательной и учебной деятельности. У детей замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети могут отвлекаться, на замечания педагога реагировать неадекватно. Подчас дети ведут себя вызывающе, они раздражены, их настроение часто меняется. Все это становится причинами замечаний педагогов, а следовательно, приводит к конфликтам во взаимоотношениях учителя с учениками. Родители должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если найдут целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия, которые возможны в тесном сотрудничестве и взаимодоверии с педагогами.
Подготовка к экзаменам.
Советы психолога
Успешность сдачи экзаменов зависит не только от готовности ученика по предмету, но и от его индивидуальных особенностей: специфики мышления, умения сконцентрировать внимание в стрессовой ситуации. Чтобы справиться с заданием и показать лучшие результаты по предмету, надо хорошо знать свои особенности, а практические советы могут помочь в них разобраться.
Если у Вас богатое воображение, хорошо развито образное мышление, Вам легко даются сравнения, а возникают сложности с предметами естественно-математического цикла, то на этапе подготовки к экзаменам важно не впадать в эмоции и страхи (рисуя себе страшные картины экзамена), а постараться использовать свое воображение для запоминания учебного материала - сравнения, рисунки, схемы. Во время экзамена важно успокоиться, внимательно прочитать задание и в первую очередь обратить внимание на те задания, которые легко выполнить или которые требуют развернутый ответ.
Если Вы обычно опираетесь на общие факты, любите обобщать, а частности опускаете, то сложности могут возникнуть при написании сочинения и изложения. При подготовке к экзаменам важно всю информацию сначала делить на крупные блоки, затем на более мелкие части так, чтобы весь изучаемый материал был представлен в виде схемы. Важно задавать себе вопрос: "Что здесь главное?". Во время экзамена необходимо просмотреть все задания, выделить те, которые легко выполнить, для каждого задания продумать четкий план его выполнения.
Если Вы тревожный человек, и любая проверка вызывает у Вас опасения, к тому же Вы склонны перепроверять уже сделанное и исправлять написанное, то Вам нив коем случае нельзя нагнетать обстановку перед экзаменом, думать о его серьезности и значимости результатов. Необходимо установить контакт с тем взрослым, которому Вы очень доверяете. Полезно взять с собой на экзамен талисман - счастливую ручку, брелок или небольшую записку от этого взрослого следующего содержания: "Я уверен, что ты справишься". Во время экзамена важно успокоиться и себя подбодрить, вспомнив свои успехи. Желательно не переделать и не исправлять задания. Перед экзаменом полезно хорошо выспаться.
Если Вы сами себе не доверяете, у Вас вызывает трудности выбор чего-либо и Вы списываете только потому, что Вы не уверены в своем ответе, то вспомните о том, что когда-либо в своей жизни Вы приняли правильное решение сами. Хорошо, если рядом оказался взрослый, который поддержит Вас. Во время экзамена начните выполнять задание с самого легкого. Мысленно хвали себя за каждое выполненное задание.
Если Вы человек невнимательный и рассеянный, то скорее всего у Вас развита произвольность, т.е. Вы часто отвлекаетесь. Ваша самая большая проблема - это рациональное использование времени. Для Вас сдача экзамена начинается с его подготовки. Вам необходимо разложить весь изучаемый материал на блоки по дням, и четко придерживаться режима дня. Чередовать работу (полтора-два часа) и отдых (10-15 минут). Во время экзамена следует составить план своих действий в зависимости от заданий, класть линейку или лист бумаги на то задание, которое Вы выполняете в данный момент (у Вас скорее всего будет ошибка при списывании примера).
Если Вы отличник, отличаетесь большой ответственностью и организованностью, то перед экзаменом Вам необходимо хорошо выспаться и быть уверенным в своих силах. Если Вам попалось задание, которое Вы не можете осилить"с лету" - не переживайте, Вы его все равно сделаете, пропустите его, сделайте другое задание, позже вернитесь к этому. А главное - не пытайтесь удивить комиссию на экзамене своей эрудицией, вспомните пословицу: "Лучшее - враг хорошего".
Если Вы быстро утомляетесь и при этом у Вас резко возрастает количество ошибок, то Вам очень важно при подготовке к экзамену составить такой режим подготовки, который предусматривает активный отдых. Вам необходим свежий воздух, полноценный сон и помощь взрослого. Во время экзамена делайте себе небольшие перерывы, как только почувствуете, что начинаете уставать (посмотрите в окно, вспомните один из хороших эпизодов своей жизни).
Если Вы все делаете быстро, энергично, Вы импульсивный и несдержанный, то Ваша проблема на экзамене - аккуратность и последовательность действий. При этом Вы обладаете хорошей переключаемостью и мобильностью. Во время экзамена при написании сочинения и изложения проверьте свою работу от конца к началу. Перепроверьте себя на каждом задании, подумайте, что еще можно добавить к уже написанному. Во время экзамена не отвечайте на обращения одноклассников, постарайтесь сесть так, чтобы Вы их не видели (на первую парту, например).
Если Вы тяжело переключаетесь с одного задания на другое, медлительны и долго приглядываетесь к новому заданию, то Вам важно пользоваться часами. Особенно это актуально во время подготовки. На каждое задание должно быть отведено определенное время. Во время экзамена часы не берите, постарайтесь интуитивно распределить время на каждое задание.
В период подготовки к экзамену увеличивается нагрузка на глаза - делайте перерывы для отдыха. Чтобы экзамен не оказался для Вас кризисной ситуацией, не ставьте перед собой сверхзадачи, не ждите катастрофы и говьтесь к экзамену заранее в состоянии относительного покоя. Перед экзаменом не следует слишком много есть, а вот хорошо выспаться следует. Постарайтесь избежать чересчур ярких цветовых сочетаний в одежде, вызывающих деталей костюма. Соблюдайте чувство меры - ничего лишнего. Если экзаменатор - человек энергичный, то Ваш вялый ответ может его разочаровать. Если же экзаменатор - человек спокойный, то Вы можете вызвать неудовольствие оживленной мимикой и жестикуляцией.
Советы врача
Чтобы успешно подготовиться к экзамену и, вместе с тем, не доводить себя до переутомления, необходимо установить правильный режим занятий и отдыха. Ни вкоем случае нельзя увеличивать занятия за счет времени сна, нарушения порядка питания и резкого сокращения времени пребывания на воздухе. После малопродуктивных ночных занятий школьник поздно просыпается, все дневное время бывает сонливым, нередки головные боли. Учащиеся 9-х классов должны спать не менее 9 часов, а 10-11 - 8 часов. Предпочтительное время подъема - 7-9 часов утра.
После каждого экзамена необходимо хорошо отдохнуть в течение всей оставшейся части дня. Каждый день необходимо делать утреннюю гимнастику, не пренебрегать подвижными играми. Занятия надо заканчивать за полтора-два часа до сна. Каждые 40-45 минут желательно делать перерывы на 10 минут, а после 2 часов работы сделать перерыв на 30 минут. По окончании утренней подготовки необходимо пообедать и побывать на свежем воздухе. Затем постепенно входить в рабочий ритм. После ужина полезно прогуляться, что успокаивает нервную систему и способствует наступлению крепкого сна.
Желаем удачи!