Советы психолога

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

 

Этапы развития самостоятельности

Типичные проявления

1-й этап.

«Нужна ли мне самостоятельность?»

5-й класс

 

·         Становится непослушным и негативным

·         Сопротивляется проявлению заботы и контроля

·         Детские желания и поступки

 

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

·         терпеливо проявлять внимание, участие

·         акцентировать внимание на положительных качествах

·         осуществлять поддержку

·         повышать уверенность в себе

·         обсуждать начало взросления

 

2й этап.

«Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»

6-й – 7-й классы

 

·         Борется за свою независимость

·         Закрывается в комнате, развешивает постеры

·         Настаивает на правах, игнорирует обязанности

 

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

·         обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей

·         сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка

·         прощать и отделять реальные чувства от слов, осуществлять поддержку

 

3-й этап.

«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

8-й – 9-й классы

·         Есть свое мнение, не всегда верное

·         Считает именно своре мнение истинно верным

·         Не считается с мнением родителей

·         Поступает так, как хочет

·         Есть стремление попробовать все, что делают сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

·         Считает, что он все может, и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

 

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

·         аргументировать запреты

·         обсуждать: если ты поступишь так, то каковы будут последствия

·         считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)

·         не считать свою позицию на 100% правильной

·         поддерживать его, хвалить (возможно, не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)

·         не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызывает негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился

·         в спорах пытаться договориться

4-й этап.

«Проявляю самостоятельность»

9-1 – 11-й классы

·         Прислушивается к мнению родителей

·         Сами просят советов

·         Понимают свои реальные возможности

·         Пытаются сами договориться

·         Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания

·         Действуют самостоятельно

·         Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа)

 

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

·         поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования к действию, к большим успехам)

·         предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь

·         минимизировать контроль

·         быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям