Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
Этапы развития самостоятельности |
Типичные проявления |
1-й этап. «Нужна ли мне самостоятельность?» 5-й класс
|
· Становится непослушным и негативным · Сопротивляется проявлению заботы и контроля · Детские желания и поступки |
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: · терпеливо проявлять внимание, участие · акцентировать внимание на положительных качествах · осуществлять поддержку · повышать уверенность в себе · обсуждать начало взросления
|
|
2й этап. «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое» 6-й – 7-й классы
|
· Борется за свою независимость · Закрывается в комнате, развешивает постеры · Настаивает на правах, игнорирует обязанности |
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: · обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей · сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка · прощать и отделять реальные чувства от слов, осуществлять поддержку
|
|
3-й этап. «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею» 8-й – 9-й классы |
· Есть свое мнение, не всегда верное · Считает именно своре мнение истинно верным · Не считается с мнением родителей · Поступает так, как хочет · Есть стремление попробовать все, что делают сверстники и взрослые (покурить и т.д.) · Считает, что он все может, и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности) |
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: · аргументировать запреты · обсуждать: если ты поступишь так, то каковы будут последствия · считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим) · не считать свою позицию на 100% правильной · поддерживать его, хвалить (возможно, не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе) · не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызывает негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился · в спорах пытаться договориться |
|
4-й этап. «Проявляю самостоятельность» 9-1 – 11-й классы |
· Прислушивается к мнению родителей · Сами просят советов · Понимают свои реальные возможности · Пытаются сами договориться · Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания · Действуют самостоятельно · Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа) |
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: · поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования к действию, к большим успехам) · предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь · минимизировать контроль · быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям |