Видя, что в своей самостоятельной творческой деятельности ребенок рисует несколько или даже значительно хуже, чем на занятиях, чаще родители, но иногда и ученики, делают следующие выводы:
- Ребенок – лентяй, неуч, рассеянный с улицы Бассейной или просто «ну не дано».
- Учитель слишком сильно правит работу ребенка, возможно, даже выполняет задание за него. Рождается это некрасивое слово «подрисовывает» (это опасение чаще свойственно родителям).
Учитель – «волшебник», без него сам ребенок ничего не стоит (обычно так формулируют сами ученики).
Поговорим сначала о втором пункте. К сожалению, опасения многих родителей базируются на деятельности неквалифицированных педагогов, которые, не умея научить ребенка работать грамотно, просто имитируют его деятельность поверх его работы, или профессиональных, которые по каким-то причинам (например, желание повысить шанс детской работы на конкурсе) поступают аналогично. Из-за одной крайности – учитель не учит ребенка и делает его работу – родители начинают впадать в другую – требовать, чтоб учитель не давал советов, не показывал, и самое важное – НЕ прикасался своей рукой к его работе – то есть опять же… не учил ребенка. Популярный вопрос, иногда звучащий зловеще, иногда с иронией, иногда даже восторженно, но от этого не менее некорректный: «А он, она сам это нарисовал/а?» задается в школах, кружках и студиях довольно часто. Какой же ответ на него дает грамотный педагог? «Ученик достиг поставленную учителем цель урока (такую-то), справился с поставленными задачами (такими-то) весьма/довольно/в основном успешно», затем дается пояснение: при работе учителем контролировалась этапность выполнения работы, применялись следующие методические приемы (совет, показ, правка и пр.). Вывод: чем больше задач ученик решил самостоятельно, чем более простые приемы работы при объяснении принесли успех, тем в большей степени ученик талантлив/подготовлен/успешен.
Согласитесь, не так просто дать подобный развернутый ответ родителю, особенно если вопрос задан в агрессивном или ироничном тоне и на ходу, когда учитель не имеет даже минуты на формулировку ответа? Для того, чтобы «быть всегда готовым», требуется не только мастерство педагога, но и умение грамотно и научно пояснять свою деятельность, хорошая коммуникативность и стрессоустойчивость.
Относительно первого пункта можно сказать, что подозрения в лени, рассеянности и прочее возможно подтвердить только после разговора с преподавателем. У ребенка действительно может наблюдаться некая рассеянность, ему трудно дается переход знания в умение, а затем в навык. Но гораздо чаще кажущаяся проблемной родителю ситуация заключается в ином: не зная специфики предмета и методики его обучения, непрофессионал не может адекватно оценить ситуацию.
Есть сложные техники рисования, где прогресс будет заметен не раньше, чем через длительный период. Например, академический рисунок.
Есть работы, выполненные «на эффекте» (пальцеграфия, «псевдоимпрессионизм» и прочие), они нужны для повышения мотивации ученика к творческой деятельности. В программах для дошкольного и младшего школьного возраста, а также иногда для начинающих взрослых, процент таких «эффектных» работ довольно высок. Но то, что ребенок отлично выразил себя в эффектной технике того же «псевдоимпрессионизма», не означает, что он успешно овладел азами реалистической живописи и рисунка. Успешно же выполненный академический рисунок на начальном этапе обучения не будет выглядеть эффектно. Если же оперировать только понятиями «красиво» или «похоже», то вообще нет никакой возможности реально оценивать успешность юного художника.
Родителю, прежде, чем задавать оба выделенных в самом начале вопроса, а так же задаваться третьим (есть ли прогресс в обучении у ребенка/достаточно ли выражен и своевременен прогресс?), необходимо понимать, что учитель преподает по той или иной программе, у которой своя цель. Например, программа для малышей может быть «развивающая», где цель – развить ребенка средствами изобразительного искусства, а не дать ему хорошую базу академической подготовки. От незнания этих особенностей родители, отдавшие своего трехлетнего малыша «в студию» начинают переживать – «полгода ходим, а ребенок до сих пор не научился сам рисовать!». И наоборот, приведшие более взрослого ребенка в художественную школу, могут начать возмущаться, что поступление состоялось после творческого отбора, а в процессе обучения происходит отсев неуспевающих – «как же так, мы же для общего развития, просто порисовать!». Кстати, грамотный преподаватель на первой встрече с родителями, будь то собрание или индивидуальная беседа, обязательно объяснит, какая цель у его рабочей программы, чтоб такое недопонимание, а затем и разочарование не имели места в дальнейшем.
Затем родителям необходимо понимать, что учитель ведет работу с учеником разными способами, применяя различные методики и используя конкретные приемы, в зависимости от вида и формы занятия, его цели, способностей ученика, специфики обстоятельств.
Вот, к примеру, как может осуществляться обращение внимания на ошибки:
- Совет («Посмотри справа – там проблемы с формой»).
- Развернутый совет («Посмотри на правый глаз, его форма отличается от левого слишком сильно, необходимо увеличить/уменьшить»).
- Показ деталей на отдельном листе («На твоем рисунке глаз выполнен пока неверно, есть такие-то ошибки, вот так необходимо правильно строить глаз». Учитель рисует и поясняет).
- Правка детали в среде (на работе ученика). У учителя не может быть полной копии работы ребенка для показа на отдельном листе «в среде», а некоторые правки вне среды бывают бессмысленными, ведь на деталь зачастую оказывает важнейшее влияние то, что расположено рядом. И так как работа ученика является учебной, или учебно-творческой, ничего страшного в том, что иногда осуществляется правка в среде, нет.
- Правка детали учителем с поддержкой руки ученика (вся работа не может выполняться таким методом, за исключением работы с детьми с особенностями психофизического развития). Такой метод используется, в основном, с малышами, но иногда бывает необходим и при работе со взрослыми. Рука художника – тонкий инструмент, то, насколько правильно ее использует ученик – залог успеха.
Подведем итоги.
Да, ребенок действительно может быть неусидчив, а преподаватель попасться непрофессиональный, но чтобы сделать этот ввод обоснованно, родитель должен сам очень хорошо разбираться в направленности учебного заведения, где обучается ребенок, особенностях программы, по которой происходит обучение и тонкостях методики преподавания, и это довольно сложная задача. Если опасения есть, обязательно надо поговорить с преподавателем, попросить его максимально просто разъяснить трудные моменты, и такой разговор должен происходить в комфортных условиях и в приятном тоне. В некоторых случаях неплохо проконсультироваться с другим (или с несколькими) профессионалом.
Но факт того, что плоды самостоятельной студийной или домашней работы при равных психоэмоциональных и творческих условиях всегда будут в той ими иной мере ниже, чем результат работы под руководством педагога, и особенный, иногда даже разительный, контраст будет наблюдаться у младших учеников и начинающих взрослых, сомнения не вызывает. Тот момент, когда ученик сможет рисовать профессионально, БЕЗ помощи педагога, равнозначен моменту появления нового профессионала. До этого момента самостоятельные работы ученика могут в той или иной степени получаться лучше, в них тоже должен быть заметен определенный прогресс, какие-то отдельные приемы, моменты, особенно удающиеся ребенку, или уже имеющие статус навыка, могут использоваться свободно и удачно, но общий результат, творческая, полностью сформированная картина всегда будет отличаться меньшим профессионализмом, чем такая же работа, которую поэтапно контролирует опытный художник-педагог.
Этот момент должен быть очень ясно понятен и родителям, и самим ученикам, во избежание неправильных выводов о квалификации учителя и способностях ученика и стрессах, связанных с этими выводами.
Ученик должен знать – он «ВСЕГДА ТАЛАНТЛИВ, только на своем уровне», а не «он талантлив всегда ТОЛЬКО НА СВОЕМ уровне». И этот уровень постепенно будет повышаться, преподаватель будет ставить все более сложные задачи, и давать все больше свободы при работе.