Четыре распространенных мифа о занятиях изобразительным искусством

* Галерея учебных и творческих работ учеников школы «Москвич» на Международном ресурсе «Gallery».
Переход на другой сайт. Страница откроется в новом окне.


Автор Л. В. Зымалева, график-иллюстратор,
член Профессионального Союза Художников,
учитель изобразительного искусства и художественного труда


МИФ ПЕРВЫЙ

Если ребенок использует в своих работах черный цвет, значит, у него есть психологические проблемы.

Многие родители настороженно и даже С открытой треногой относятся к использованию их детьми черного цвета и темных оттенков других цветов в рисунках Однако «боязнь черного цвета- (иногда -боязнь красного») зачастую напрасна. Исполмонание темных тонов на светлом фоне бумаги — прежде всего следствие интуитивного поиска ребенком вы разительного визуального контраста. Те случаи, когда предпочтение того или иного цвета однозначно говорит об эмоционально напряженном состоянии ребенка, существенно более редки, чем можно предположить. 

Кроме того, грамотно диагностировать проблему может лишь профессиональный психолог. Только хороший специалист, используя широкий спектр методов диагностики (а не только наблюдение за процессом рисования), может сделать обоснованные выводы. Ни в коем случае не следует Отбирать у ребенка черный цвет. Но если он выбирает только этот цвет в течение долгого времени (более месяца) и игнорирует другие цвета и при наличии, помимо этого, иных тревожных симптомов: замкнутости, навязчивых страхов и пр., следует обратиться за консультацией к специалисту.

МИФ ВТОРОЙ

Если качество рисунка меняется от занятия к занятию, то учитель либо «Подрисовывает» работу ребенка, либо уделяет ему мало внимания. Или сам ученик несерьезно относится к занятиям и позволяет себе лентяйничать.

Такие мысли невольно посещают многих родителей» когда ребенок приносит с занятий то великолепный натюрморт, то какую-то «каляку-маляку», либо когда результаты рисования на занятиях и дома сильно разнятся. 

На каждом занятии но изобразительному искусству ставятся свои развивающие, обучающие и воспитательные цели. В определенной последовательности чередуются творческие и рабочие занятия, занятия по ознакомлению со сложными техниками и занятия по развитию устойчивых навыков работы в доступных для того или иного возраста техниках. Чередуются и виды работы: с натуры, по памяти, по представлению, копирование. В одном случае роль учителя — активный наставник, поминутно контролирующий ход работы, в другом — незаметный наблюдатель, предоставляющий ученику полную свободу и делающий выводы из тою, как ученик может работать самостоятельно.

Соответственно и визуальный результат — практический выход — бывает разным. Одно дело, когда ребенок с помощью учителя, внимательно слушая поэтапные указания, рисует натюрморт с натуры (а это одна из основных тем рисования на любых этапах обучения изобразительному искусству), другое — когда тот же ученик делает творческую работу, учится сам выстраивать композицию, подбирать технику, основываясь на своем еще незначительном опыте. В первом случае результат непременно очень эффектен, ведь делать привычное задание, имея возможность постоянно задавать уточняющие вопросы учителю, внимательные ученики умеют блестяще. Во втором случае работа может быть откровенно непривлекательной на вид. Но значит ли это, что ребенок не справился с заданием и попусту потратил время? Нет. Он получил бесценный опыт самостоятельного творчества, со всеми его удачами и ошибками. И именно этот опыт, творческое переживание, а не рисунок является фактическим результатом такого урока.

11оэтому не имеет смысла делать поспешные и зачастую очень далекие от истины выводы касательно успехов ребенка на занятиях и слишком активной либо пассивной роли учителя. Не спешите ругать ребенка за некрасивый, по вашему мнению, рисунок. Узнайте сначала у преподавателя, какая именно задача ставилась на уроке и как оценивает учитель успехи вашего ребенка.

Смысл занятий изобразительным искусством с детьми не в постоянном создании «красивых работ», радующих глаз родителей на каждом уроке, но в развитии личности, способной в дальнейшем самостоятельно решать творческие задачи, в создании прочной начальной базы знаний и умений, того багажа, из которого ребенок, когда придет время, сам будет извлекать необходимое.

Показатель качественных эффективных занятий — разнообразие заданий и поставленных задач, а значит, и разнообразие визуальных результатов.

МИФ ТРЕТИЙ

Уже с раннего детства можно делать серьезные выводы о наличии/отсутствии у ребенка художественного таланта.

У многих родителей, которые следят за успехами и неудачами своего ребенка на художественном поприще, возникает вопрос о наличии или отсутствии у него одаренности. Доходит до курьезов, когда родители, любуясь успехами трехлетнего карапуза, серьезно планируют его поступление в художественный вуз.

Этапы развития ребенка можно сравнить с этапами развития человечества: вначале возникает жажда творчества как ответ на впечатления от окружающего мира: народные танцы, песни, изобразительное творчество. Люди танцуют, поют и рисуют на праздниках, но это не значит, что все они танцоры, певцы и художники. Только следующий этап: непосредственно профессионального, осознанного мастерства — становятся делом всей жизни.

Так и с детьми: до определенного возраста всем им свойственна тяга к танцам, пению и рисованию, они посещают разные кружки я часто ярко проявляют себя в выбранном направлении. Это говорит прежде всего о нормальном процессе развития гармоничном личности. Можно условно сказать, что все дети в этом возрасте талантливы. Наличие такого «детского таланта» — норма для этого периода, а его полное отсутствие, выражающееся (в крайней своей форме) в нежелании или боязни рисовать, петь или танцевать — серьезный симптом неблагополучного пути развития. 

Таким образом, до 11-12 лет по хорошим рисункам нельзя делать далеко идущие выводы о наличии у ребенка склонности именно к рисованию. Маленький художник может после 11-12 лет постепенно начать терять интерес к рисованию, переключаясь на другие сферы деятельности.

Однако занятия изобразительным искусством с раннего возраста полезны всем без исключения детям: они помогут правильно сформироваться личности, развить вкус и фантазию, а для тех, кто проявит интерес к художественной сфере и далее, эти занятия станут неоценимой первоначальной базой, которая позволит значительно легче осваивать предмет уже на более серьезном уровне.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

Ребенку подойдут любые художественные материалы в любом сочетании. 

Есть такая техническая дисциплина: сопромат, сопротивление материала. Каждый раз невольно вспоминаю это словосочетание при виде ребенка, пытающегося на большом тонком листе нарисовать что-то кисточкой размера № 1, сильно разводя водой давно засохшие остатки гуаши. К сожалению, эта плачевная картина довольно часто встречается как в школах, так и в студиях и, разумеется, в домашней обстановке. В беседах о колоссальной важности качества и сочетаемости художественных материалов часто в ответ слышу недовольное: «А почему эти краски и кисти не подходят? Это же краски и кисти, а не что-то другое!».

Вот представьте: замечательной хозяйке, мастерице, дали кусок испорченного мяса и для разделки тонкий пластмассовый нож. Сможет ли она приготовить вкусное блюдо? А ведь пластмассовый нож — тоже нож, и в другой ситуации он мог бы подойти. И мясо, между прочим, когда-то было свежим. А хороший обед все равно не приготовить, несмотря на все усилия хозяйки. Ко мне не раз приходили дети, уверенные, что они не умеют рисовать, но 70-80 процентов проблемы удавалось решить на первых же занятиях, просто показав, как правильно и в каком сочетании использовать качественные материалы.

Советы профессионала

Для работы гуашью необходимы жесткие кисти (щетина). Мягкие кисти (белка, колонок, пони) берут слишком много воды и имеют малую упругость, что не подходит для работы с такой плотной краской. Да, мягкие кисти иногда используют, например, профессиональные мастера росписи по дереву, но для достижения особых целей и имея достаточный опыт.

Для работы акварелью, напротив, не подходят жесткие кисти — они берут слишком мало воды, и, как следствие, акварель плохо разводится и сами «подушечки» красок портятся от прикосновения жесткой щетины. Нужны мягкие кисти {белка, колонок, пони). 

Следует также иметь и полужесткие кисти, изготовленные из синтетики, они пригодятся для качественной проработки мелких деталей. Ведь мягкие кисти лишены упругости, а жесткие — сформированного кончика» а зачастую требуется именно такое сочетание: упругий, но аккуратный кончик кисти.

Для аппликации из бумаги нужно брать клей-карандаш, так как ПВА делает тонкую цветную бумагу слишком мокрой — происходит ее деформация. Для аппликации из сыпучих материалов (песок, манная крупа), наоборот, необходим ПВА, так как клейкарандаш просто не сможет приклеить эти материалы к бумаге. 

Фломастеры, карандаши должны быть хорошего качества, не пересохшие, с целым грифелем, поддающимся легкому затачиванию. Ластик не должен размазывать карандаш — этим грешат почти все красивые полупрозрачные и цветные изделия. Лучше всего зарекомендовал себя матовый, обычно белого цвета, так называемый ластик «со слоном».

Бумага для рисования гуашью должна быть плотной (ватман), а для акварели требуется специальная «акварельная», бумага для акварели подходит и для гуаши, но не наоборот — на скользкую поверхность ватмана акварель ложится плохо.

Краски гуашевые: из отечественных самый стойкий пигмент, сохраняющий после высыхания цвет, имеет марка «Мастеркласс», подходит марка «Луч», Крайне нежелательно использование марки «Гамма» из-за низкого качества цветовых пигментов и «разбела» (добавления белил в основной цвет), превышающего норму. Например, яркий, насыщенный синий при высыхании превращается в белесый голубой, а на его поверхности могут появиться белые пятна или белый налет — следствие сильного разбавления краски белилами.

Краска акварельные также лучше выбирать отечественного производства; любой марки, но обязательно с пометкой «медовые». Крайне нежелательно использовать сухие акварельные краски типа таблетки (подушечка краски не в специальной выемке, а приклеена на картон), особенно китайского производства. Такие краски плохо растворяются и практически не дают цвета на бумаге.

Пластилин нужен насыщенных цветов, имеющий хорошую пластичность. Рекомендуется пластилин марки JOVI как наиболее мягкий, но при этом держащий форму. Подходит отечественный пластилин марки «Луч», но при покупке надо обязательно убедиться в том, что он достаточно мягкий и не застыл от времени. Пластилин типа «Пчелка» и флуоресцентный слишком мягок, он «не держит» форму изделия.