Занятия ведет Сомов Михаил Вячеславович (инструктор-преподаватель), I дан.

tequondo.jpg

Программа занятий 

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и позволяет последовательно решать поставленные задачи на протяжении года обучения. Она разработана в соответствии с положениями:
  • Закона РФ “Об образовании”;
  • Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 7.03.1995; 
  • приказа Минобрнауки России от 9.03.2004г. №1312; 
  • письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844, определившего примерные требования к программам дополнительного образования детей; 
  • приказа Департамента образования города Москвы от 18.04.2007г. №253.
Программа составлена на основе программы и методических рекомендаций непрерывного физкультурно-оздоровительного образования Щербакова В.П. “Физическая культура от 3 до 17 лет” и авторской программы дополнительного образования “Добрая дорога к здоровью” Пьяных Т.В.

Своеобразие данной программы состоит в том, что способ преподнесения направлены прежде всего на реализацию дидактического принципа сознательности в физическом воспитании, а многие упражнения не входят в школьную программу. Также отличительной особенностью данной программы является большое внимание, уделяемое установлению обратной связи в треугольнике учитель-ученик-родитель.

Повышение развития физических показателей достигается через стимулирование мотивационной сферы учащихся и через развитие положительных психосоциальных качеств личности.

Цель и задачи программы

Предлагаемая программа характеризуется направленностью на реализацию педагогических принципов научности, доступности, систематичности в обучении, сознательности и активности, прочности, индивидуальности, наглядности.
Цель программы:
  • оптимизация физического развития человека;
  • всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;
  • формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у обучаемых.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

Образовательные:
  • формирование знаний о ЗОЖ, о значении физических упражнений
  • формирование представлений об анатомических принципах функционирования человеческого организма
  • ознакомление с особенностями развития физической культуры у разных народов (элементы хатха-йоги, единоборств)
Оздоровительные:
  • формирование осанки, профилактика плоскостопия
  • укрепление опорно-двигательного аппарата
  • укрепление иммунитета
  • повышение функциональных возможностей организма
Развивающие:
  • развитие основных физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты и гибкости)
  • эффективное мышление в условиях физических нагрузок
  • совершенствование навыков и умений в ходьбе, беге, лазании, метании и прыжках
Воспитательные:
  • приобщение к самостоятельным занятиям
  • развитие положительных психосоциальных качеств личности, таких как смелость, инициативность, решительность, целеустремленность, дисциплина и т.д.
  • создание дружного коллектива через стимуляцию таких качеств как нравственность, толерантность, честность, самостоятельность и т.д.
  • экологичное общение с детьми разного возраста
  • воспитание желания, потребности и стремления к занятиям физической культурой и спортом.

Организационно-педагогические основы деятельности и режим работы

Набор в группу рекомендуется проводить среди 1-5 классов. Возможен набор из 6-9 классов. Предпочтение младших классов связано с психологическими особенностями младшего школьного возраста. Изменение ведущей деятельности с игры на ученичество, а также смена социальной ситуации развития провоцирует сильные процессы в психике человека на 7-8 году жизни. В этом возрасте активно закладывается мотивационная сфера, формируется мировоззрение и социальные качества личности. Таким образом, целесообразно именно с этого возраста активнее давать учащимся ориентир на ЗОЖ, любовь к спорту и собственное осознанное, гармоничное развитие. Налаживать обратную связь между учителем и родителями учеников.

На 7-ом году жизни продолжают происходить интенсивные качественные преобразования в анатомическом развитии человека, что необходимо учитывать, предлагая адекватную двигательную активность. При школьном ритме возможны нежелательные тенденции в здоровье детей, такие как ухудшение зрения, ухудшение осанки (не до конца окрепший скелет в сочетании с преобладающей сидячей позой), расшатанность нервной системы (следствие неподготовленности организма к длительной фокусировки произвольного внимания). Соответственно, тем актуальней занятия физической культурой в оздоровительных целях. Во-первых, происходит чередование умственной и физической деятельности, что снижает нервную утомляемость. Во-вторых, спортивный командный дух при физически активной деятельности также служит профилактикой стресса.

Состав группы может меняться: допускается как добор, так и отсев. На протяжении обучения согласно педагогическому принципу систематичности регулярно идет обращение к пройденному материалу, что позволяет вновь пришедшим ученикам комфортно влиться в группу.

Занятия проводятся в освещенном, хорошо проветренном помещении, отвечающем соответствующим нормам. В отдельно оговариваемых случаях помимо основных занятий возможны внешкольные сборы спортивной направленности при участии семей учеников. Общий состав группы 15-20 человек. Занятия проводятся в течение года 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Формы и режим занятий определены в соответствии с “Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03”.

Примерное распределение учебных часов в год.

  1. Общая физическая подготовка (ОФП) - 20.
  2. Командные упражнения и игры - 34.
  3. История развития физической культуры - 5.
  4. Элементы йоги и единоборств - 28.
  5. Техника безопасности поведения в зале и за его пределами, личная гигиена - 12.
  6. Анатомия для детей (теория в движении) - 37.
ИТОГО 136 часов

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Основная направленность – создание сплоченного коллектива, воспитание спортивного духа соперничества в единстве с толерантностью и умением действовать в команде. Преобладают командные упражнения и игры. Небольшими порциями дается информация о зарождении физической культуры как части общей культуры человечества. Согласно педагогическим принципам последовательности, научности, доступности и сознательности, небольшими дозами вводится теоретическая информация о строении тела человека, о способах деятельности, об истории развития физической культуры в России и других странах.

Теоретический материал подкрепляется практическим: используются некоторые элементы хатха-йоги, китайской гимнастики тай-цзы-цуань и укрепляющие стойки из единоборств. Также ведется ознакомление с основными системами жизнедеятельности человека.

Результат обучения

В случае выполнения теоретических и практических пунктов программы ожидается, что ученики должны овладевать следующими знаниями, умениями и навыками: инициативность, решительность, целеустремленность, дисциплина, нравственность, толерантность, честность, самостоятельность, умение эффективно действовать в условиях физических нагрузок.

В результате освоения программного материала учащиеся должны:
иметь представление:
  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности,
  • о режиме дня и личной гигиене,
  • о правилах поведения в спортивном зале,
  • о физических качествах и общих правилах их развития,
  • о функциональных системах человеческого организма,
  • о том, как зарождалась физическая культура, каким целям служила и как проявляла себя на заре развития человечества,
  • о месте физической культуры в общей культуре человечества,
  • о ЗОЖ и о факторах, влияющих на здоровье человека,
  • о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения,
  • о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма.
уметь:
  • в качестве ведущего проводить для группы комплексы разминающих и согревающих упражнений в зале под присмотром педагога,
  • выполнять комплексы и упражнения, направленные на формирование и поддержание правильной осанки,
  • выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток,
  • выполнять самостоятельно, в том числе в домашних условиях, комплексы упражнений для развития физических качеств.
  • выполнять строевые упражнения,
  • играть в подвижные игры и проходить эстафеты,
  • пользоваться скакалкой, проводить беговую и статическую разминку в зале,
  • составлять эстафеты, оценивать и подводить результаты,
  • выполнять самостоятельно упражнения, развивающие основные физические качества,
  • объяснять значение того или иного упражнения,
  • выполнять кувырки, страховочные перекаты и падения на мате,
  • вести дневник самонаблюдения,
  • оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях,
  • демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения      Количественные показатели
     Прыжки со скакалкой (подряд)      20-100 раз
     Мостик       10-25 сек
     Отжимания      7-20 раз
     Челночный бег      6 раз по 5 метров 15- 10 сек
     Наклон   вперед,   не   сгибая   ног в коленях      Коснуться ладонями пола
     Бег 1000м      Без учета времени
     Удержание равновесия в статичной позе "мабу" (тайцзыцуань)      1-3 минуты
     Демонстрировать следующие упражнения      Колесо; кувырок на мате вперед, назад.
     Удержание равновесия в стойке с прямой спиной на носках (с опорой на обе ноги, на правую и левую ногу в отдельности)      20 - 60 секунд