Занятия ведет Сомов Михаил Вячеславович (инструктор-преподаватель), I дан.
Программа занятий
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и позволяет последовательно решать поставленные задачи на протяжении года обучения. Она разработана в соответствии с положениями:
-
Закона РФ “Об образовании”;
-
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 7.03.1995;
-
приказа Минобрнауки России от 9.03.2004г. №1312;
-
письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844, определившего примерные требования к программам дополнительного образования детей;
-
приказа Департамента образования города Москвы от 18.04.2007г. №253.
Программа составлена на основе программы и методических рекомендаций непрерывного физкультурно-оздоровительного образования Щербакова В.П. “Физическая культура от 3 до 17 лет” и авторской программы дополнительного образования “Добрая дорога к здоровью” Пьяных Т.В.
Своеобразие данной программы состоит в том, что способ преподнесения направлены прежде всего на реализацию дидактического принципа сознательности в физическом воспитании, а многие упражнения не входят в школьную программу. Также отличительной особенностью данной программы является большое внимание, уделяемое установлению обратной связи в треугольнике учитель-ученик-родитель. Повышение развития физических показателей достигается через стимулирование мотивационной сферы учащихся и через развитие положительных психосоциальных качеств личности.
Цель и задачи программы
Предлагаемая программа характеризуется направленностью на реализацию педагогических принципов научности, доступности, систематичности в обучении, сознательности и активности, прочности, индивидуальности, наглядности.Цель программы:
- оптимизация физического развития человека;
- всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;
- формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у обучаемых.
Образовательные:
- формирование знаний о ЗОЖ, о значении физических упражнений
- формирование представлений об анатомических принципах функционирования человеческого организма
- ознакомление с особенностями развития физической культуры у разных народов (элементы хатха-йоги, единоборств)
- формирование осанки, профилактика плоскостопия
- укрепление опорно-двигательного аппарата
- укрепление иммунитета
- повышение функциональных возможностей организма
- развитие основных физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты и гибкости)
- эффективное мышление в условиях физических нагрузок
- совершенствование навыков и умений в ходьбе, беге, лазании, метании и прыжках
- приобщение к самостоятельным занятиям
- развитие положительных психосоциальных качеств личности, таких как смелость, инициативность, решительность, целеустремленность, дисциплина и т.д.
- создание дружного коллектива через стимуляцию таких качеств как нравственность, толерантность, честность, самостоятельность и т.д.
- экологичное общение с детьми разного возраста
- воспитание желания, потребности и стремления к занятиям физической культурой и спортом.
Организационно-педагогические основы деятельности и режим работы
Набор в группу рекомендуется проводить среди 1-5 классов. Возможен набор из 6-9 классов. Предпочтение младших классов связано с психологическими особенностями младшего школьного возраста. Изменение ведущей деятельности с игры на ученичество, а также смена социальной ситуации развития провоцирует сильные процессы в психике человека на 7-8 году жизни. В этом возрасте активно закладывается мотивационная сфера, формируется мировоззрение и социальные качества личности. Таким образом, целесообразно именно с этого возраста активнее давать учащимся ориентир на ЗОЖ, любовь к спорту и собственное осознанное, гармоничное развитие. Налаживать обратную связь между учителем и родителями учеников.На 7-ом году жизни продолжают происходить интенсивные качественные преобразования в анатомическом развитии человека, что необходимо учитывать, предлагая адекватную двигательную активность. При школьном ритме возможны нежелательные тенденции в здоровье детей, такие как ухудшение зрения, ухудшение осанки (не до конца окрепший скелет в сочетании с преобладающей сидячей позой), расшатанность нервной системы (следствие неподготовленности организма к длительной фокусировки произвольного внимания). Соответственно, тем актуальней занятия физической культурой в оздоровительных целях. Во-первых, происходит чередование умственной и физической деятельности, что снижает нервную утомляемость. Во-вторых, спортивный командный дух при физически активной деятельности также служит профилактикой стресса.
Состав группы может меняться: допускается как добор, так и отсев. На протяжении обучения согласно педагогическому принципу систематичности регулярно идет обращение к пройденному материалу, что позволяет вновь пришедшим ученикам комфортно влиться в группу.
Занятия проводятся в освещенном, хорошо проветренном помещении, отвечающем соответствующим нормам. В отдельно оговариваемых случаях помимо основных занятий возможны внешкольные сборы спортивной направленности при участии семей учеников. Общий состав группы 15-20 человек. Занятия проводятся в течение года 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы и режим занятий определены в соответствии с “Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03”.
Примерное распределение учебных часов в год.
- Общая физическая подготовка (ОФП) - 20.
- Командные упражнения и игры - 34.
- История развития физической культуры - 5.
- Элементы йоги и единоборств - 28.
- Техника безопасности поведения в зале и за его пределами, личная гигиена - 12.
- Анатомия для детей (теория в движении) - 37.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Основная направленность – создание сплоченного коллектива, воспитание спортивного духа соперничества в единстве с толерантностью и умением действовать в команде. Преобладают командные упражнения и игры. Небольшими порциями дается информация о зарождении физической культуры как части общей культуры человечества. Согласно педагогическим принципам последовательности, научности, доступности и сознательности, небольшими дозами вводится теоретическая информация о строении тела человека, о способах деятельности, об истории развития физической культуры в России и других странах.
Теоретический материал подкрепляется практическим: используются некоторые элементы хатха-йоги, китайской гимнастики тай-цзы-цуань и укрепляющие стойки из единоборств. Также ведется ознакомление с основными системами жизнедеятельности человека.
Результат обучения
В случае выполнения теоретических и практических пунктов программы ожидается, что ученики должны овладевать следующими знаниями, умениями и навыками: инициативность, решительность, целеустремленность, дисциплина, нравственность, толерантность, честность, самостоятельность, умение эффективно действовать в условиях физических нагрузок.В результате освоения программного материала учащиеся должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности,
- о режиме дня и личной гигиене,
- о правилах поведения в спортивном зале,
- о физических качествах и общих правилах их развития,
- о функциональных системах человеческого организма,
- о том, как зарождалась физическая культура, каким целям служила и как проявляла себя на заре развития человечества,
- о месте физической культуры в общей культуре человечества,
- о ЗОЖ и о факторах, влияющих на здоровье человека,
- о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения,
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма.
- в качестве ведущего проводить для группы комплексы разминающих и согревающих упражнений в зале под присмотром педагога,
- выполнять комплексы и упражнения, направленные на формирование и поддержание правильной осанки,
- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток,
- выполнять самостоятельно, в том числе в домашних условиях, комплексы упражнений для развития физических качеств.
- выполнять строевые упражнения,
- играть в подвижные игры и проходить эстафеты,
- пользоваться скакалкой, проводить беговую и статическую разминку в зале,
- составлять эстафеты, оценивать и подводить результаты,
- выполнять самостоятельно упражнения, развивающие основные физические качества,
- объяснять значение того или иного упражнения,
- выполнять кувырки, страховочные перекаты и падения на мате,
- вести дневник самонаблюдения,
- оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях,
- демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения | Количественные показатели |
Прыжки со скакалкой (подряд) | 20-100 раз |
Мостик | 10-25 сек |
Отжимания | 7-20 раз |
Челночный бег | 6 раз по 5 метров 15- 10 сек |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться ладонями пола |
Бег 1000м | Без учета времени |
Удержание равновесия в статичной позе "мабу" (тайцзыцуань) | 1-3 минуты |
Демонстрировать следующие упражнения | Колесо; кувырок на мате вперед, назад. |
Удержание равновесия в стойке с прямой спиной на носках (с опорой на обе ноги, на правую и левую ногу в отдельности) | 20 - 60 секунд |