«Учитель», № 5, 1999 г. "ТАК МЫ ЖИВЕМ, ТАК МЫ РАБОТАЕМ"


   НОУ «лицей «Москвич» открыто c 1 сентября 1992 года и имеет государственную лицензию и государственную аккредитацию по всем трем ступеням обучения. Мы находимся в одном из прекраснейших и самых научных округов г.Москвы, в Юго-Западном районе. Здесь работает и живет интеллектуальная элита столицы и России.

«Лицей «Москвич» - общеобразовательная школа полного дня с 1-го по 11-ый класс. В классе учатся от 12 до 16 ребят. Всего в минувшем учебном году у нас в школе обучалось 198 человек.

Девиз нашего НОУ «лицей «Москвич» - «Лицей - наш дом, в котором каждому комфортно». Главная цель педагогического коллектива - сохранение и умножение интеллектуального потенциала страны, всемерное содействие духовному, гражданскому и профессиональному становлению школьников. Движение к этой цели ведется по нескольким направлениям. В первую очередь это развитие личности школьника, его общей культуры, содействие наиболее полному раскрытию творческих возможностей каждого ребенка, формирование культуры мышления, развитие логики внутренней мотивации, приобщение учащихся к культуре и истории страны. Предоставление полного, разносторонне развивающего образования, направленного на самостоятельное приобретение знаний основ наук в соответствии с современными требованиями; широкого образовательного спектра для реализации конкретных способностей, повышающего уровень образовательных требований учебных программ по таким областям знаний, как филология (иностранные языки, словесность), математика, по дисциплинам культурологического, исторического и естественного направления - другая, не менее важная задача.
Общеобразовательная и углубленная подготовка дополнительного образования обеспечивают профильную подготовку старшеклассников, а значит, социальную защиту выпускников.
Для реализации этих направлений мы решаем следующие образовательные проблемы:

1. Образовательные задачи, направленные на ученика:

гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса;
целостное восприятие областей знаний мира и видение своего места в нем на каждой ступени обучения, интегрированные подходы в обучении;
формирование в обучении и саморазвитии;
сохранение здоровья;
усвоение прав и свобод человека, формирование гражданственности и патриотизма;
раскрытие творческого потенциала каждого, развитие духовной культуры, нравственности;
приобщение учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям;
учение с интересом, развитие мотивации к обучению каждого.
2. Образовательные задачи, направленные на учителя:

демократизация системы отношений в педагогическом коллективе;
раскрытие творческого потенциала педагога, использование им новых методик и технологий обучения;
создание творческого и благоприятного климата в учебном коллективе;
постоянное повышение уровня профессионального мастерства;
использование внеклассной работы для активизации познавательной деятельности учащихся;
систематизация работы по комплексно-методическому обеспечению кабинетов.
Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества, исходя из реальности сегодняшнего дня, возросших потребностей в получении универсального образования, «лицей «Москвич» работает по индивидуальному базисному учебному плану, составленному на основе Московского регионального базисного учебного плана образовательных учреждений. В связи с тем, что в лицее обучается много высокомотивированных детей с потребностями углубленного изучения ряда учебных дисциплин, в учебных часах предусмотрено увеличение инвариативной части по таким областям знаний, как математика, филология, обществознание, искусство, где используются обучающие программы как традиционные (с увеличением объема учебной информации), так и гимназические.

В связи с апробацией перехода на гимназическое образование по социально-гуманитарному и естественно-математическому направлению с 1998 года учебный план обеспечен следующими гимназическими компонентами:

углубленный английский язык (5-11 кл.);
разговорный английский язык (5 -11 кл.);
2-ой иностранный язык - французский или немецкий (5-11 кл.);
история культуры России, москвоведение - авторский курс (5 - 11 кл.);
информатика (5-11 кл.);
зарубежная литература (5-7 кл);
логика (5-6 кл);
латынь (7 кл);
основы государства и права (8-11 кл.);
мировая художественная культура (8-11 кл.).
Учитывая, что 8 и 9 классы являются переходными к профильному обучению, в них вводятся курсы, обеспечивающие этот переход: теория и практика написания изложений, дополнительные главы математики, словесность. В 10-х и 11-х классах в связи с их профильностью в естественно-математические классы вводятся курсы -дополнительные главы алгебры и начала анализа, информатика (углубленная), в социально-гуманитарные классы вводятся курсы: теория и практика написания сочинений, техника литературного перевода, экономика (модульный курс).

В связи с отсутствием производственных мастерских область знаний "Технология" в нашей школе обеспечивается введением таких дисциплин, как "Черчение" (1 ч.) с 5 по 9 класс, т.к. данный предмет необходим при изучении "Математики", "Геометрии", "Химии", "Физики" и т.д.; "Художественный труд" (1 ч.) в 5 - 6 классах; "Информационные технологии" (1 ч.) в 7 - 9 классах; "Информационные технологии" (1 - 2 ч. в зависимости от специфики класса) в 10 - 11 кл.; "Техника литературного перевода" (1 - 2 ч. в зависимости от специфики класса) в 10 - 11 классах.

Для снятия перегрузки учащихся одночасовые курсы по всем предметам концентрируются по 2 часа в одном из полугодий. Гимназическое и лицейское образование обеспечивается также за счет спецпредметов по выбору и через систему дополнительного образования.

Учитывая требования московских вузов, которые они предъявляют школам, в «лицее «Москвич» формируется высокий уровень знаний, широкая и глубокая эрудиция, мотивированность учеников на продолжение образования, желание и умение заниматься творческой исследовательской работой. Педагогический коллектив школы стремится создать условия для осознанного выбора и освоения профессии учащимися, совершенствует систему профессиональной ориентации с целью формирования интеллектуального и культурного потенциала страны. Обучение в 9-11 классах нацелено на подготовку учащихся для поступления в высшие учебные заведения России (МГУ, МГЮА, МГИМО, РАНГ и другие), США и Великобритании, с которыми «лицей «Москвич» сотрудничает несколько лет. Наши выпускники обучаются не только в московских престижных вузах, но и в Оксфорде и Нью-Йоркском университете.

Высокое качество образования в лицее непосредственно связано с профессиональным мастерством педагогов. Из 45 преподавателей в школе работает 19 учителей высшей категории, 12 "Отличников просвещения РФ", один "Заслуженный учитель России", 6 кандидатов юридических, философских, педагогических наук, один член-корреспондент РАЕН.

Реализуя девиз "Развивая, воспитываем", в нашей школе проводятся традиционные экскурсии по теме "Литература, культура, история России и Москвы" на базе музеев А. Н. Островского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музея Изобразительных искусств. Здесь проходят тематические уроки. Воспитывая чувство гордости за свою Родину, мы проводим для учащихся поездки во Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Загорск, Переславль-Залесский. Ежегодно в годовщину Бородинской битвы вся школа выезжает на место исторического сражения. Традиционной стала поездка в Ясную Поляну.

В сентябре-октябре, в лицейские дни, лучшие ученики 9-11 классов уезжают на традиционную экскурсию «Михайловское - Псков», а для учащихся 1-3 классов проводятся обзорные экскурсии "А.Пушкин в Москве". Для учащихся 5-8 классов организуется автобусная экскурсия "Грибоедовская Москва". "Мы Иваны, родства помнящие" под этим девизом проводятся поездки по изучению народных промыслов Жостово, Павлово-Пдсада, Дулева, Гжели, Архангельского! А несколько раз в году в школу "приезжает ансамбль Н. Бабкиной. И ребята 1 - 5 классов вместе с артистами исполняют русские фольклорные песни, узнают, где и когда эти песни должны звучать.

В рамках расширения изучения курса «Мировая художественная культура» и углубления знаний по иностранному языку ежегодно ученики 8-11 классов совершают тематические поездки по изучению истории культуры, традиций европейских стран (Англия, Франция, Италия, Германия, Бельгия, Польша, Венгрия, Швейцария, Финляндия). Все эти поездки заканчиваются творческими работами школьников, тематическими рефератами, литературными альманахами, выставками.

У НОУ «Лицей «Москвич» тесная связь с театральными училищами Щукинским и Щепкинским. Ученики 8-11 классов и учителя успели посмотреть все спектакли, которые ставят студенты этих училищ. Каждый ученик школы, как минимум 5-6 раз в году, бывает на спектаклях в московских театрах. В системе дополнительного образования в нашей школе работают изостудия, музыкальнотеатральная студия, хор, танцевальный кружок, спортивные секции, компьютерный зал. И ученики, и учителя очень любят праздники, которые готовят вместе. Традиционными для нас стали: "День знаний", "День лицеиста", "Я москвич", рождественские и новогодние елки, недели иностранного языка, День театра...

На современном этапе нашему обществу необходим Человек, думающий, чувствующий, творящий, отвечающий за судьбу великой России, и нам не безразлично, какое поколение через несколько лет вольется в экономически активное население страны. Педагоги лицея убеждены: их воспитанники займут достойное место в жизни общества и станут опорой российского государства. И это не пустые слова. По рейтингу, ежегодно проводящемуся журналом "Карьера", из 100 лучших образовательных учреждений России НОУ «лицей «Москвич» на 38 месте, а среди негосударственных образовательных учреждений России, по тому же рейтингу, - на 15 месте среди 600 негосударственных учреждений страны.