Приближающийся юбилей северной столицы — событие не только в жизни петербуржцев. Готовятся к нему и в московских школах, ведь история и культура Великого города — это ярчайшие страницы истории и культуры Отечества.
Cмотрящий сердцем да увидит:
"Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят..."
Когда ученик читает эти строки вне или после программы, не ради обязательного (для отметки!) изучения Пушкина, они превращаются в пронзительно ясный кадр такого близкого прошлого...
А вот поэт, стихи которого "гимназистки румяные" передавали из рук в руки и переписывали затейливыми почерками, чтобы блеснуть потом на вечеринке чем-нибудь "из Надсона":
"Дитя столицы, с юных дней
Он полюбил ее движенье,
И ленты газовых огней,
И шумных улиц оживленье..."
В декабре смертельно-страшного, блокадного 1941 года О. Берггольц писала:
"Ленинград в декабре, Ленинград в декабре!
О, как ставенки стонут на темной заре,
как угрюмо твое ледяное жилье,
как врагами изранено тело твое..."
И это все — о нем, городе на Неве, которому уже 300! Благодаря юбилею мы, педагоги, еще раз — великолепным аккордом — рассказали детям о величии града Петрова, о его отражении в истории нашей прекрасной русской литературы.
Учителя и ученики НОУ "Лицей Москвич" начали готовиться, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга еще в прошлом году. Нам показалось недостаточным всего лишь следовать нашей доброй лицейской традиции и отправлять детей на экскурсии в Санкт-Петербург, Пушкин, Павловск, Гатчину, Петергоф (уже многие годы осенью в День лицеиста наши старшеклассники посещают Царскосельский лицей и другие достопримечательности Петербурга и окрестностей, а потом пишут рефераты и выпускают творческие альманахи). На этот раз мы решили не ограничиваться поездками, а отправиться с помощью учебных предметов в глубь веков.
Весной 2002 г. на педсовете было решено, что все ученические межпредметные проекты (по этой методике лицей работает с 2001 г.) будут так или иначе связаны с празднованием юбилея Санкт-Петербурга. Одним из них стал проект, объединивший преподавателей литературы, географии, истории и МХК. Перед нами стояла задача обобщить и расширить знания учащихся о Северной Пальмире, ее истории, архитектуре, литературных произведениях, посвященных городу на Неве. Ребята должны были провести исследования причины разного взгляда на город у писателей XIX - XX вв. Реализация проекта шла в несколько этапов.
На первом этапе сложились "творческие" группы учащихся 10-11 классов:
техническая — отбор видеоматериалов, за пись видеофильма;
историческая — подготовка исторических справок;
искусствоведческая — подготовка материала по архитектуре города (теоретические сведения плюс подбор изобразительного материала);
литературоведческая — подбор произведений, иллюстрирующих основную концепцию темы "Город пышный, город бедный";
художественно-оформительская — подбор фотографий, оформление проекта;
краеведческая — отзывы о личных впечатлениях, сложившихся в результате поездок в Санкт-Петербург.
Второй этап — исследовательский — предусматривал совместную работу учителей-предметников и ребят. Учащиеся перечитали ранее изученные литературные произведения и изучили внепрограммные вещи К. Батюшкова, М. Волошина, Г. Адамовича, Ю. Нагибина и др. Проанализировав и сопоставив произведения, ученики пришли к выводу, что восприятие разными авторами облика города зависит как от общественно-политической обстановки и времени создания произведения, так и от мировосприятия автора.
В ходе работы над проектом выделились под-проекты. В одном из них — "Петербург глазами москвичей" — были заняты уже не старшеклассники, а учащиеся 8-х классов. Подпроект был связан с работой по развитию речи. Сочинение-описание достопримечательностей нашей страны дало возможность учителям познакомить учеников с памятниками Санкт-Петербурга, ставшими символами города. Началом работы стало знакомство с историей города и создания монумента его основателю Петру Первому, с биографией скульптора Фальконе и с работами русских мастеров. Восьмиклассникам тут же захотелось познакомиться ближе с удивительным городом, побывать там.
Третий этап — реализация проекта — будет состоять из защиты проектов и подпроектов, выступлений его участников с докладами и сообщениями на уроках, на заседаниях проектных групп, в "Литературной гостиной" лицея. Защита пройдет в мае и закончится гала-концертом "Песни о Москве и Ленинграде", презентацией альманаха "Санкт-Петербургу — 300 лет", выставкой "Я вижу Санкт-Петербург". Размах, соответствующий великому городу...
Скоро пушки на Неве прогремят юбилейным салютом, воды петербургских каналов отразят великолепие огней праздничного фейерверка. Главы многих стран мира съедутся в Северную Пальмиру на празднование этого юбилея. Телевидение, газеты и журналы будут пестреть торжественными юбилейными материалами. И 300-летие града Петрова будет не только праздником жителей северной столицы: мы тоже будем чувствовать себя сопричастными этому великому юбилею.
Бурина М.Р., Новикова А.Р. - учителя литературы
Лев О.Л. - учитель МХК
Опубликовано: "Практический журнал для учителя и администрации школы", 3-2003