Неделя гуманитарных предметов в частной школе Москвич
Отчет о проведении недели истории, русского языка, литературы и обществознания в ОАНО СОШ «Москвич» 2017-2018 учебном году
Цель: развитие познавательного интереса к истории, русскому языку, литературе, обществознанию через урочные и внеурочные формы работы; воспитание у учащихся языковой культуры и патриотизма.
Сроки проведения: 20.11-27.11. 2017
При проведении Недели учителя–предметники учитывали возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности, старались использовать разные формы и методы учебной деятельности, удачно сочетали коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности на открытых уроках и мероприятиях использовались игры, конкурсы с применением ИКТ. Она стала хорошей возможностью продемонстрировать умение, мастерство не только школьникам, но и их наставникам.
Неделя гуманитарного цикла - это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих определенные цели.
Основная цель предметной недели:
- повышение интереса учеников к предметам,
- формирование познавательной активности,
- расширение кругозора знаний,
- развития творческих возможностей детей,
- привитие интереса к предметам «история», «обществознание», «русский язык» и «литература».
Предметная неделя была призвана решить следующие задачи:
1.Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей.
2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
4. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
5. Создание праздничной творческой атмосферы.
Применяемые технологии:
Интерактивные технологии (групповая, командная работа; диспуты и проблемное обучение)
Технологии ИКТ
Элементы проектных технологии
Силами учителя русского языка и литературы Туаевой Ириной Васильевной были подготовлены и проведены творческо-познавательные мероприятия:
21.11.17 в 6-х классах состоялась лексическая игра. Ребята были поделены на команды. Вспомнили теоретический материал о фразеологизмах. В конкурсе на самый интересный рассказ победила команда 6 «а» класса, которая составила сказку-теорию про жизнь фразеологизмов в тридесятом царстве. По сюжетным картинкам нужно было узнать, какой фразеологизм зашифрован и подобрать как можно больше вариантов со своими ответами. Ребята убедились какое громадное количество устойчивых единиц есть в русском языке. Получилась познавательная, веселая и занимательная игра.
Учащиеся 10-ого класса разгадывали ребусы, связанные с грамматикой русского языка.
22.11.17 Ученики 9-го класса побывали в стране «Орфография». Познакомились с правописанием и значением новых слов в русском языке. В форме игры ученики прошли по дорогам сказочных городов, ответили на вопросы знатоков, окунулись в море интересных понятий, прогулялись по переулку «Словарей». Заинтересовала ребят работа по составлению пословиц, фразеологизмов, скороговорок и крылатых выражений по началу фразы или только по начальным буквам. Ребята так увлеклись интересной работой, что даже не услышали звонка с урока и не захотели выходить на перемену!
23.11.17 Играя в литературную игру учащиеся 7-го класса вспомнили волшебные диковинки из русских сказок, названия приключенческих и фантастических рассказов. Значение слов, обогативших словарный состав речи, надо было дать за двадцать секунд. Дети окунулись в атмосферу детства, волшебства, магии.
Уроки литературы, проводимые учителем литературы Лазаренко Ольгой Викторовной в 6-8 классах в рамках предметной недели, были объединены общей темой: «Мировая классика для детей». Эта тема стала своеобразным продолжением литературного проекта предыдущего года: «Знакомимся с творчеством Нобелевских лауреатов».
Уроки в 6-х классах – встреча с удивительным миром героев занимательной и философской книги Туве Янссон «Комета прилетает». Прочитанная в ходе подготовки к урокам внеклассного чтения, эта книга «пришла» к юным читателям в необычном качестве – в форме индивидуальных посланий жителей долины Муми-троллей . Задачей каждого получившего «письмо от Туве Янссон» была интерпретация художественного высказывания, обнаружение его скрытого смысла. Наконец, визуализация любимых героев произошла благодаря просмотру замечательного кукольного мультфильма «Муми-тролль и комета», по окончании которого ученикам было предложено написать творческую работу на основе сопоставления мультфильма и книги.
Уроки в 7-8 классах были посвящены писательнице, творчество которой по праву считается «золотым запасом» детской мировой классики. Сельма Лагерлеф стала первой из женщин, которой была присуждена Нобелевская премия по литературе. Это была «дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения». Открытие именно этих черт в творчестве шведской писательницы стало главной задачей в ходе обсуждения ее произведений христианской тематики. В 7 классе это был рождественский рассказ «Святая ночь», разговор о котором был основан на сопоставлении его с рассказом «Рождественский гость» и завершился просмотром мультфильма, созданного в эстетике детского рисунка, что также стало предметом отдельного разговора.
В 8 классе «Святая ночь» была сопоставлена с самым известным произведением Сельмы Лагерлеф – книгой «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции». Часто воспринимаемая как исключительно развлекательная история, эта сказочная книга по сути своей может быть отнесена к жанру проповеди христианских ценностей, понимание чего и было продемонстрировано учениками. Кроме того, каждый из учеников 7 и 8 классов смог получить индивидуальное послание от героев Сельмы Лагерлеф. Это стало воплощением «живого диалога» между писателем и читателем, что и является одной из задач проведения гуманитарной предметной недели.
24 ноября в школе среди учеников 5 классов прошли конкурс «Лучший рассказчик басен И.А.Крылова» и конкурс чтецов стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, которые подготовила и провела учитель русского языка и литературы Сальникова Маргарита Игоревна.
Ребята эмоционально, артистично, выразительно читали произведения русских классиков. Победителями в конкурсе на лучшего рассказчика басен стали ученики: ЛУКАНИН ФЁДОР, 5-А класс с басней «Волк и Ягнёнок» и Челяпин Арсений, 5-Б класс с басней «Свинья под дубом».
Победителем конкурса чтецов был признан Ляхов Дима из 5-Б класса, который читал стихотворения А.С.Пушкина. Поздравляем победителей! Так держать!
21.11.17г. в 6-х классах под руководством учителя истории и обществознания Шавкун Ольги Анатольевны с большим азартом прошла игра-викторина «Своя игра», посвященная интересному и важному периоду мировой истории средним векам. Отличные знания показали Глебов Александр, Громов Никита, Тен Владимир, Знаменский Николай. А Знатоками истории средних веков стали Белов Арсений и Замесин Тихон.
9 класс активно участвовал в Деловой игре "Выборы Президента школы", в ходе которой участники готовили предвыборную программу и предоставляли ее своим потенциальным избирателям. Самую многообещающую программу представил Стефан Вахрин, а Лиза Михеева предложила программу развития школы более реалистичную.
27 ноября 6-е классы на уроках обществознания познакомились с историей праздника «День Матери». Шавкун О.А. смогла подвести учащихся к пониманию, что мама – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви.
В ходе урока были созданы благоприятные условия, эмоционального и психологического климата в классе, для формирования понимания значимости матери в жизни каждого
Проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. Этого нельзя забывать ни одному учителю, который должен привить любовь к родной истории, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
Представленный по итогам проведенных мероприятий отчет предметной недели, работы учащихся свидетельствуют о том, что в ходе Недели истории, обществознания, русского языка и литературы была реализована одна из задач внеклассной работы по предмету: развитие любознательности, творческих способностей, привитие интереса к истории, родному языку.
Отчёт подготовила Шавкун О.А.,
руководитель ШМО гуманитарного цикла.