«Московская школа – вчера, сегодня, завтра», № 10, 2000г. 
Лицей - наш дом, в котором каждому комфортно 

Когда я попросил Ирину Гурьевну Цареву, директора и научного руководителя лицея, определить те категории детей, для которых желательно негосударственное образование, она сразу выделила несколько категорий. Первая - особо одаренные и талантливые дети, которым сложно учиться в общеобразовательной школе по общей программе. Вторая - дети с какими-то физическими или психическими недостатками. Третья - педагогически запущенные, «трудные» дети, которыми никогда особо не занимались ни родители, ни школа. Всем этим ребятам не хватает индивидуальной работы, особого внимания именно к ним, того, что в современных условиях может предложить только негосударственная школа. «То, что родители платят за обучение своих детей, ни в коем случае не означает, что они платят за хорошие и отличные отметки. По этому вопросу мы определяемся сразу. И подход к выставлению оценки, и предъявляемые к дисциплине и успеваемости требования - ничуть не менее жесткие, чем в государственной школе», - рассказывает мне Ирина Гурьевна. И ведет по своему лицею, показывая уютные кабинеты и лаборатории, столовую и спортивный зал. В каждом учебном классе - телевизор с видеомагнитофоном, новые школьные парты и стулья, необходимые для опытов приборы, стеллажи с книгами. Все хорошо оборудовано, сделано с особой тщательностью и продуманностью. Поэтому, хотя и занимаемые лицеем помещения не очень большие, чувства тесноты нет. Скорее, ощущение какого-то особого комфорта, такого домашнего интима, почти семейной обстановки. Побывав здесь, понимаешь, как в этих стенах мог родиться лицейский девиз: «Лицей - наш дом, в котором каждому комфортно». Чем отличается «Лицей Москвич» от других государственных и негосударственных образовательных учреждений? Чтобы понять это, необходимо оценить содержание образовательной и воспитательной программ лицея, уровень преподавателей. Поступление в «Лицей Москвич» предполагает конкурсный отбор. Прошедшие его счастливчики попадают в небольшие классы не более 16 человек, в которых каждому обеспечен индивидуальный подход. С 1-го класса углубленно изучается английский язык. Со 2-го класса по выбору - немецкий или французский. В старших классах по выбору учащихся углубленное изучение гуманитарных или математических дисциплин. Медико-психологическое сопровождение учебного процесса обеспечивается работниками медицинского кабинета и психологом, который отслеживает психоэмоциональное состояние каждого лицеиста.

Наверное, именно благодаря такой заботе все ребята выглядят вполне счастливыми, здоровыми и довольными своей учебой, несмотря на солидные нагрузки, предусмотренные учебным планом.

У «Лицея Москвич» - государственная лицензия и государственная аккредитация. А это означает, что выдаваемый здесь аттестат об общем среднем образовании приравнивается к государственному установленного образца. Правда, я не удивлюсь, если узнаю, что аттестат «Москвича» ценится выше, чем стандартный - все-таки подготовка здесь более тщательная и углубленная, чем в обычной школе. За время работы лицея два выпускника получили золотые медали, а пять - серебряные. Цена этих медалей высока не только для «Москвича» - для всей системы негосударственного образования, медалисты «Москвича» стали первыми, кто удостоился высшей государственной награды для выпускников школ. Все выпускники лицея становятся студентами различных престижных вузов как в России, так и за рубежом.

Особого упоминания заслуживает собранный в лицее педагогический коллектив. Из 52 преподавателей - 26 учителей высшей категории, 12 отличников просвещения РФ, заслуженный учитель России, 6 кандидатов юридических, философских и педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии наук. «Москвич» старается привлекать и талантливую молодежь, разработав специальную систему шефства над молодыми педагогами старших и более опытных коллег. Царева рассказывает о подающих большие надежды специалистах, об опытном преподавателе «Москвича» - победителе конкурса «Учитель года», о других педагогах лицея - участниках и финалистах этого престижного смотра лучших учителей Москвы и России. А я чувствую в ее словах неподдельную гордость за достижения родного учебного заведения, за созданный буквально «на пустом месте» педагогический коллектив, который на сегодня пользуется славой одного из самых дружных и профессиональных в столице. Гордость за достижения учащихся и педагогов лицея по праву может разделить и один из его основателей, генеральный директор Геннадий Сергеевич Кнопов. Именно он в свое время выступил с инициативой создания «Москвича», будучи не очень довольным тем образованием, которое его сын получает в школе. И смог увлечь своей идеей Ирину Гурьевну Цареву, вся жизнь которой связана со школами и образованием. Созданное ими негосударственное образовательное учреждение стало одним из первых в Москве. Это сейчас подобных лицеев и гимназий - не один десяток. Подобных, но не таких. Первым всегда сложнее. Но и репутацией «Москвича» в столичной системе образования среди родителей, его выпускниками - этими наработанными годами преимуществами могут похвастаться не многие негосударственные учебные заведения.

Пристальное внимание в лицее уделяют воспитательному процессу. Разнообразные кружки и секции дополнительного образования открыты для ребят после окончания основной учебы. Реализуя избранный для воспитательной работы девиз «Развивая, воспитываем» педагоги вывозят своих питомцев на экскурсии по городам России - в Санкт-Петербург, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, в другие достопримечательные места. Хорошей традицией стали каникулярные поездки в страны изучаемого языка. За последние несколько лет лицеисты побывали в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Польше. По мнению Ирины Гурьевны, по оценкам педагогов, такие выезды оказывают самое благотворное воздействие на ребят. Помимо языковой практики за границей они изучают культуру и историю России, зарубежных стран, учатся общению и поведению в обществе. Самое главное - становятся дружным и сплоченным коллективом.

Негосударственное образовательное учреждение «Лицей Москвич» является важной частью социальной инфраструктуры округа и района. Руководство лицея активно взаимодействует с муниципальными властями, учащиеся и сотрудники «Москвича» охотно принимают участие во всех мероприятиях и акциях, проводимых как в районе, так и в округе. Лицей оказывает финансовую и материальную поддержку в реализации общественно значимых программ и проектов муниципального, окружного и городского уровня. А Ирина Гурьевна Царева возглавляет совет директоров негосударственных образовательных , учреждений Юго-Западного округа Москвы. И в этом качестве призывает коллег к сотрудничеству и взаимодействию с властями, с населением округа и его районов. В «Москвиче», как и в некоторых других негосударственных образовательных учреждениях города, есть ребята, обучающиеся бесплатно или со значительными скидками. Порядок предоставления таких льгот и скидок определяется в каждом конкретном случае на основании устава учебного заведения и действующего законодательства. Важный аспект такой благотворительности - ученики, кто и сколько платит за обучение. Педагоги и администрация лицея не предоставляют подобной информации. Это позволяет избежать каких-то сложностей в отношениях между льготниками» и обыкновенными учащимися.

Негосударственные образовательные учреждения стали существенной частью столичного образования. Без подобных учебных заведений сложно представить себе современную систему образования. Самый главный фактор, определяющий существование и развитие НОУ, - наличие соответствующего социального заказа, желание и возможность некоторых семей платить за особое обучение своих детей в особых условиях. И если есть готовность оплатить обучение любимого чада, то лучше всего отдать его в какое-то солидное и респектабельное учебное заведение, а не в случайную забегаловку. Репутация «Лицея Москвич», высокая квалификация педагогического коллектива, тщательно разработанная образовательная программа - все это позволяет рекомендовать именно этот лицей для получения ребенком качественного образования и воспитания.

Алексей Коршунов