ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД Памятка для родителей
* Галерея учебных и творческих работ учеников школы «Москвич» на Международном ресурсе «Gallery». Переход на другой сайт. Страница откроется в новом окне.


Занятия по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» помогают в формировании гармонически развитой, творческой личности ребенка. Однако известны многочисленные случаи, когда неправильный подход к обучению имел отрицательные последствия: от непринятия художественной деятельности до серьезных психологических травм. Поэтому каждому родителю и педагогу необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности в общеобразовательной школе в первую очередь имеют для детей развивающее  творческое значение  и только потом становятся предметом обучения.
Содержащиеся в этой памятке советы помогут вам избежать серьезных педагогических ошибок и создать ребенку комфортные условия для развития психологически стабильной, художественно развитой личности. 

  1. Необходимо бережно относиться к детским рисункам, даже если они кажутся вам  примитивными. Недопустимо использовать определения «каракули» и т.– только крайне тактично в форме шутки–это унижает достоинство ребенка, умаляет уверенность в собственных силах и вызывает негативные эмоции.
  2. Зачастую как главный критерий оценки детского творчества взрослыми выступает «похожесть». В профессиональной среде  подобный подход исключен даже при оценке классического реализма, не говоря уже о декоративных, наивно выразительных детских работах. Если бы «похожесть» была главным требованием к изобразительному искусству, то любой самый  талантливый художник  вынужден был бы уступить фотоаппарату.
  3. Не забывайте хвалить детские работы, даже если они вам не нравятся. Запомните – в искусстве нет четкой границы между «хорошим» и «плохим», вполне возможно, что профессиональный художник найдет в работах вашего ребенка множество скрытых достоинств. Учитывайте, что многие дети воспринимают молчание как негативную оценку.
  4. Обращать внимание ребенка на ошибки (ошибок в «целом» не бывает, могут быть только конкретные нарушения при выполнении той или иной задачи) можно только мягко и ненавязчиво. Прежде всего следует обязательно похвалить, и лишь потом сделать  замечание, придав ему форму интересного совета.
  5. Помогать при рисовании, заниматься сотворчеством бесспорно необходимо – это придаст ребенку уверенности, продемонстрирует вашу заинтересованность.  Однако  не стоит  полностью (или практически полностью) выполнять работу за ребенка – это не принесет никаких положительных моментов и может даже навредить.
  6. Не переусердствуйте с «личным примером». Известны случаи, когда, наблюдая за  рисованием взрослого, ребенок впоследствии отказывался от личного творчества, мотивируя это тем, что у него не получится «так красиво, хорошо» и т. п.
  7. Нельзя открыто сравнивать работы детей, авторитарно ставить в пример достижения другого ребенка (особенно брата, сестры или друга).
  8. Недопустимо заставлять ребенка заниматься против его желания. Приобщение  к художественной культуре в отдельных случаях может оказаться долгим и трудным процессом, но кроме пути творческого развития, начинающегося с проявления свободной воли, не существует иного.
  9. Не нужно торопиться с психологическими выводами относительно частого использования того или иного цвета (так называемая «боязнь черного»). Темные тона могут  привлекать ребенка как наиболее графически выразительные. Для диагностики психологического состояния ребенка недостаточно только выявления цветового предпочтения, необходимо комплексное тестирование, осуществляемое профессионалом.
  10. Необходимо создать ребенку комфортные условия для творчества. Намного безопаснее для ребенка и  легче для вас выделить для занятий одежду и др. вещи, которые просто вымыть или которые не жалко запачкать.

Помните, творческое развитие не может быть осуществлено под бесконечные  наставления  в духе «не запачкайся».